«Зеркалка» на любителя

Введение
Прошлый, 2002 год ознаменовался выходом большого количества цифровых зеркальных камер при значительном снижении их стоимости. С выходом в этом году камеры Canon EOS 10D, стоимость цифровых зеркальных камер (DSLR) уже вплотную приблизилась к цене лучших из цифровых компактов.

Краткая история в датах так долго ожидаемого фотолюбителями всего мира прорыва на рынке любительских «зеркалок»:
Fujifilm S2 Pro — объявлена 30 января 2002 года, в продаже с июля 2002 года (MSPR $2399)

Sigma SD9 — объявлена 11 февраля 2002 года, доступна с октября 2002 года (MSPR $1800)

Nikon D100 — объявлена 21 февраля 2002 года, продается с июня 2002 года (MSPR $1999)

Canon D60 — объявлена 22 февраля 2002 года, продается с апреля 2002 года (MSPR $2200)

Canon 1Ds — объявлена 24 сентября 2002 года, в продаже с начала 2003 года (MSPR $7999)

Canon 10D — объявлена 27 февраля 2003 года, доступна с марта 2003 года (MSPR $1499)

Pentax *ist D – прототип показан на выставке PMA 2003 в марте, ожидается к осени 2003 года. 6.15Мп матрица APS формата, вероятно, 1.8″ (23.5×15.7мм) Sony ICX413AQ, как и в Nikon D100 (кроп-фактор 1.5х), ожидаемая цена – менее $1500

Olympus 3/4″ “E System” – прототип показан на выставке PMA 2003 в марте, ожидается к осени 2003 года. 5.14Мп матрица 4/3″ (17.8×13.4мм) Kodak KAF5101CE (кроп-фактор 2.0х), ожидаемая цена – менее $1500
В сравнении участвуют две камеры разного класса от Canon (профессиональный 11Мп Canon 1Ds с полноразмерной матрицей и любительский 6Мп Canon D60 с матрицей формата APS), их объединяет камера Fujifilm S2 Pro, имеющая, как и Canon D60, 6Мп матрицу APS формата, однако за счет измененной структуры матрицы, позволяющая получать 12Мп изображение, что позволяет сравнивать ее как с 11Мп флагманом цифровой линейки Canon, так и с 6Мп любительской камерой D60. Подробнее об отличиях традиционных матриц с Байеровской структурой от матрицы Fujifilm SuperCCD можно прочитать в статье «Слон или Кит».

Главными целями сравнения столь разных камер являются:
сравнение удобства управления и эргономики, функциональной насыщенности,

сравнение фотошироты,

сравнение разрешающей способности (в том числе, насколько в действительности 11Мп полноразмерной матрицы лучше, чем 6Мп матриц размера кадра формата APS, и что на самом деле дает изменение структуры матрицы Fujifilm SuperCCD, используемой в камере S2 Pro),

сравнение уровня шумов КМОП и ПЗС матриц при различных съемочных условиях (насколько фирме Canon удалось преодолеть проблему высокого шума матриц, изготовленных по КМОП технологии), а также

субъективное сравнение качества снимков, получаемых при помощи тестируемых камер.
Поскольку камеры данного класса позволяют полностью реализовать свой потенциал и добиться максимального качества снимков только при съемке в формате RAW («скрытое изображение», получаемого после оцифровки сигнала матрицы и «проявляемое» программами конвертации, от выбора и настроек которых зависит не меньше, чем от выбора состава проявителя для негативной фотопленки), в рамках сравнения камер будет проведено сравнение программ-конверторов RAW данных: как по получаемой при использовании различных конверторов разрешающей способности, так и по субъективному качеству снимков.

Во время написания статьи была выпущена новая модель любительского класса, Canon 10D, пришедшая на смену D60 и являющаяся, по сути, ее улучшенным вариантом. Многие из тестов, касающихся камеры D60, будет справедливы применительно к новой камере Canon, с учетом внесенных в ее конструкцию улучшений.
Конструкция, эргономика, технические данные


Камера Canon EOS 1Ds, вид спереди. Камера создана на базе флагмана пленочных зеркальных камер Canon — камеры EOS 1V, что означает высочайшую надежность затвора (150,000 гарантированных срабатываний без изменения параметров), прочный металлический корпус, уплотнения всех кнопок и щелей для предотвращения попадания пыли и влаги, 45 зон замера экспозиции и 35 датчиков автофокуса и, что самое главное — это первая камера Canon с полноразмерной КМОП матрицей, имеющей 11 миллионов ячеек.

На базе камеры EOS 1V Canon уже выпускал (и продолжает выпускать) цифровую репортерскую модель EOS 1D с 4.3Мп ПЗС матрицей, близкой по размеру к пленочному кадру (кроп-фактор 1.3), очень низкими шумами, позволяющую получать хорошие результаты даже при установке индекса чувствительности ISO 3200, а также высочайшее быстродействие: камера 1D позволяет снимать со скоростью до 8 кадров/с серии до 40 кадров. Однако, эта камера, продолжая пользоваться большим успехом у репортеров, не могла завоевать все профессиональные ниши, так как разрешение в 4.3Мп по нынешним меркам трудно назвать профессионально высоким. Поэтому была разработана модификация камеры с буковкой «s» — что, вероятно, означает «Studio» (в анонсе Canon говорится о том, что камера нацелена на рынок профессиональной студийной, пейзажной и рекламной фотографии, а также может служить камерой для «продвинутого» любителя, которому недостаточно разрешения современных любительских DSLR). Эта камера оснащена полноразмерной КМОП матрицей, позволяющей добиться очень высокого разрешения 11Мп при небольших при минимальной чувствительности шумах.


Камера Canon EOS D60, вид спереди. Эта камера создана на базе предыдущей, очень популярной модели любительской цифровой зеркальной камеры EOS D30. Вероятно, сценарий ее появления в том виде, в котором камера появилась на свет, развивался так: в январе 2002 года Fujifilm объявила о создании 6Мп любительской камеры S2 Pro, 21 февраля Nikon анонсировал свою 6Мп любительскую камеру D100, и фирме Canon ничего не оставалось делать, как на следующий день, 22 февраля, объявить о создании 6Мп любительской зеркальной камеры. Реально все эти камеры должны были появиться в продаже к лету 2002 года, однако новый, разрабатываемый в недрах компании Сanon процессор Digic, объединяющий в себе все управление цифровой камерой вместе с обработкой сигналов, оказался не готовым к серийному производству. Чтобы не упустить время, был выпущен гибридный вариант, корпус и система фокусировки которому достались в наследство от предыдущей модели, EOS D30, куда установили новую КМОП матрицу того же размера и обновили программное обеспечение для работы с 6Мп изображениями. Эта камера была названа EOS D60 — видимо, первая цифра в названии должна была означать количество миллионов пикселов используемой матрицы (3Мп — D30, 6Мп — D60) и была выпущена на рынок даже раньше конкурентов (к апрелю-маю 2002 года). Однако, как вскоре выяснилось, Canon не стал выпускать эту камеру миллионными тиражами, и в течение полугода купить эту камеру можно было только «выстояв» длинную онлайн-очередь (от недели до месяца и более), либо заплатив большую сумму, чем была рекомендована производителем. Это вполне объяснимо: в облегченный корпус, разработанный для новой камеры, старые процессорные платы от D30 не помещались, следовательно, пришлось поддерживать выпуск корпусов D30 для переходной модели. Через полгода после выпуска D60 начались перебои с поставками камеры, и появились слухи, что камера снимается с производства (совершенно небывалое дело, чтобы успешно продаваемый товар, не имеющий внутренних дефектов переставали производить через полгода после начала выпуска). И, действительно, в январе 2003 года Canon официально признал, что камера снимается с производства, и будут производиться только распродажи товара, залежавшегося на складах. Наконец, 27 февраля этого года была объявлена замена камере D60 — новая камера EOS 10D, практически с тем же самым сенсором, но в улучшенном металлическом корпусе, с обновленной системой фокусировки (слегка улучшенной чувствительностью и увеличенным до 7 количеством датчиков), расширенным диапазоном индексов чувствительности и прочими улучшениями. Действительно, в новой камере используется процессор Digic, вероятно, позволяющий заметно уменьшить себестоимость камеры, и даже снизить отпускные цены. Скорее всего, новая камера, 10D — это D60, которую не успели выпустить в 2002 году.


Камера Fujifilm S2 Pro, вид спереди. Эта камера построена на базе любительской пленочной зеркальной камеры Nikon F80 и пришла на смену камере Fujifilm S1 Pro. Камера была объявлена раньше, чем Nikon D100 и Canon D60, и первоначально имела рекомендованную цену $3400, однако, с появлением камер от конкурентов, цена была снижена до $2399. В этой камере используется собственная ПЗС матрица производства Fujifilm — SuperCCD третьего поколения.

Технические характеристики камер

  Сanon 1Ds Canon D60 Fujifilm S2 Pro
 Размер матрицы, мм 35.8×23.8 22.7×15.1 23.0×15.5
 Общее количество ячеек, миллионов 11.4 6.52 6.49
 Максимальное разрешение (Мп) 4064×2704 (10.98) 3072×2048 (6.29) 4284×2878 (12.3),
3024х2016 (6.1)
 Количество разрядов в RAW 12 12 12
 Доступные индексы чувствительности ISO (ISO по умолчанию) 50(«L»), 100, 125, 160, 200, 250, 320, 400, 500, 640, 800, 1000, 1250 100, 200, 400, 800, 1000 100, 160, 200, 400, 800, 1600
 Коэффициент пересчета фокусного расстояния 1.0 1.6 1.5
 Диапазон выдержек 1/8000с-30с, ручная 1/4000-30с, Bulb 1/4000-30с, Bulb
 Кратчайшая выдержка синхронизации со вспышкой 1/250с 1/200с 1/125с (1/180с в ручном режиме «M»)
 Задержка срабатывания затвора, мс 55 240 ~160
 Время затемнения видоискателя, мс 87 300 —
 Чувствительность датчиков автофокуса при ISO 100 и f/1.4, Ev 0 +0.5 -1.0
 Количество датчиков автофокусировки / количество крестовидных датчиков 45/7 3/1 5/1
 Требуемая светосила объектива для работы крестовидных датчиков АФ f/2.8 (7) нет данных f/5.6 (1)
 Требуемая светосила объектива для работы горизонтальных датчиков АФ f/4 (45) нет данных f/5.6 (5)
 Требуемая светосила объектива для работы центрального датчика АФ f/8 нет данных нет данных
 Фокусировочный экран сменный, EC-CIII несменный несменный, возможно включение сетки через функцию пользователя
 Поле зрения видоискателя около 100% 95% 95% по горизонтали, 93% по вертикали
 Диапазон настройки видоискателя, дптр. -3…+1 -3…+1 -1.8…+0.8
 Диапазон измерения экспозиции, Ev 0-20 2-20 0-21
 Количество зон замера экспозиции 21 35 10
 Методы замера экспозиции Оценочный (матричный), центровзвешенный, частичный (8.5%), точечный (2.4%), многоточечный (до 8 точек) Оценочный (матричный), центровзвешенный, частичный (9.5%) Оценочный (3D матричный), центровзвешенный, точечный (2%)
 Экспокоррекция, Ev -3…+3, шаг 1/2, 1/3 -3…+3, шаг 1/2, 1/3 -3…+3, шаг 1/2Ev
 Экспокоррекция вспышки, Ev +-3, шаг 1/2 или 1/3 +-2, шаг 1/2 или 1/3 +-2, шаг 1/2
 Встроенная вспышка, ведущее число, м нет есть, 12 есть, 12
 Ограничение чувствительности и диафрагмы для встроенной вспышки — нет, можно использовать все значения ISO при любых диафрагмах не более ISO 400, при ISO 400 не менее f/4, (при ISO 100 не менее f/2.8)
 Методы замера со вспышкой оценочный E-TTL оценочный E-TTL оценочный 3D мультисенсорный заполняющий, точечный OTF TTL
 Подключение внешней вспышки Согласованный «горячий башмак», ISO 519 Согласованный «горячий башмак», ISO 519 Согласованный «горячий башмак», ISO 519
 Сверхскоростная синхронизация со вспышкой есть (с 550EX) есть (с 550EX) нет
 Предварительный просмотр глубины резкости есть есть есть
 Дистанционный спуск разъем для подключения контроллера RS-80N3, управление по IEEE1394 с компьютера разъем для подключения контроллера RS-80N3, управление по USB с компьютера стандартный тросик с конусной резьбой, управление по IEEE1394 с компьютера
 Автоматический брекетинг Экспозиции / энергии вспышки (с 550EX) / ISO

+-3Ev, 1/2 или 1/3 ступени Экспозиции / энергии вспышки (с 550EX)

+-3Ev, 1/2 или 1/3 ступени Экспозиции

+-2Ev, 1/2 ступени
 Максимальная длина серии (RAW/Jpeg) 10/10 8/8 7/8
 Максимальная скорость съемки серии, кадров/с 3 3 2
 Отображение в видоискателе состояния буфера при серийной съемке да нет нет
 Пользовательские функции C.Fn — 21
P.Pn — 26 C.Fn — 14 C.Fn — 15
 Используемые карты памяти Compact Flash type I/II Compact Flash type I/II Compact Flash type I/II, SmartMedia
 Поддержка FAT32 (флэш-карты более 2Гб) да нет нет
 Размер файла (Jpeg Fine / RAW / TIFF), Мб 4.1/11.4/- 2.5/7.4/- 6Мп: 2.3/12.4/17.9
12Мп: 4.7/12.4/35.5
 Сжатие RAW файлов да, Jpeg без потерь да, Jpeg без потерь нет
 Подсветка ЖКИ есть есть есть
 ЖК дисплей 2″, 120 тыс.пикс. 1.8″, 114 тыс.пикс. 1.8″, 110 тыс.пикс.
 Предупреждение о переэкспозиции при просмотре есть есть нет
 Гистограмма при просмотре есть есть есть
 Запись голосовых комментариев 30сек. нет 30сек.
 Предварительный подъем зеркала есть есть нет
 Мультиэкспозиция нет нет есть, количество снимков не ограничено, Jpeg/RAW/TIFF
 Задержка автоспуска 2 или 10c 10с 2, 5, 10, 20с (C.Fn 13)
 Одновременная запись Jpeg снимков вместе с RAW да, с заданным качеством в отдельный файл в CRW файле, 2048х1360 в RAF файле, 1440×960
 Количество снимков при питании от аккумулятора без использования вспышки при комнатной температуре 600 620 650 (1700мА),
750(2000мА)
 Количество снимков при питании от аккумулятора при использовании вспышки для каждого второго снимка — 490 650 (1700мА),
750(2000мА),
1000 (CR-123)
 Подключение по USB 1.1 нет да да
 Подключение по IEEE 1394 да нет да
 Размеры (ширина х высота х толщина), мм 156х157.6х79.9 149.5х106.5х75 141.5х131х79.5
 Масса без аккумулятора / с аккумулятором, г 1265/1600 780/850 760/860


Сравнение габаритов, слева направо: Canon 1Ds, Fujifilm S2 Pro, Canon D60


Canon EOS 1Ds, вид сверху


Canon EOS D60, вид сверху


Fujifilm S2 Pro, вид сверху


Canon EOS 1Ds, главный ЖКИ и органы управления на верхней панели камеры
Здесь расположены: кнопка включения подсветки ЖК индикаторов, кнопка экспокоррекции, главное колесо управления, кнопка блокировки экспозиции «FEL» и спусковая кнопка. Поскольку кнопка экспокоррекции имеет память на нажатие, и после ее нажатия можно главным командным колесом установить требуемую степень экспокоррекции, можно признать расположение кнопки вполне удобным, так как не требуется ее удерживать одновременно с вращением колеса (обе операции производятся указательным пальцем правой руки). А вот расположение кнопки включения подсветки ЖКИ удачным назвать трудно, нажать ее можно либо левой рукой, либо большим пальцем правой руки, удерживая камеру левой рукой. Кроме того, при включении подсветки раздается хорошо слышимый свист преобразователя напряжения для питания ламп подсветки.


У камеры Canon 1Ds главный диск управления заменен тремя кнопками, которые обеспечивают изменение 7 функций при их одиночном или попарном нажатии и вращении основного или дополнительного командного колеса. Нажатие одной из кнопок с поворотом одного из командных дисков обеспечивает изменение режима замера (матричный, центровзвешенный, точечный), ввод экспокоррекции вспышки, изменение режима фокусировки, изменение режима съемки (автоматический, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, ручной режим, режим подбора области с требуемой глубиной резкости и режим ручной выдержки). При нажатии пары кнопок можно изменить индекс чувствительности камеры (для установки ISO 50 необходимо разрешить расширенный диапазон чувствительности в режиме настроек функций пользователя), включить режим серийной съемки и режим автоматического брекетинга. Справа от кнопок находится отметка фокальной плоскости КМОП матрицы для точного измерения расстояния до «пленки», необходимого при некоторых видах съемки.


Canon EOS D60, ЖК индикатор и органы управления на верхней панели камеры
Здесь расположены: кнопка изменения типа замера (центровзвешенный, матричный и частичный), совмещенная с кнопкой ввода экспокоррекции для вспышки, кнопка включения режима серийной съемки, кнопка изменения режима фокусировки, совмещенная с кнопкой изменения баланса белого, а также главное колесо управления и спусковая кнопка. Удачным расположение кнопок управления режимами работы камеры назвать нельзя, так как для их нажатия потребуется либо держать камеру левой рукой, чтобы нажать кнопку большим пальцем правой, либо придется нажимать кнопки левой рукой.


На верхней панели слева от пентапризмы у камеры Canon D60 располагается диск выбора режимов съемки, позволяющий выбрать: режим выбора зоны с требуемой глубиной резкости, ручной режим, режим приоритета диафрагмы (при использовании вспышки в настройках пользователя можно задать либо установку в этом режиме кратчайшей выдержки синхронизации 1/200с, либо автоматическую выдержку, что будет означать работу в режиме медленной синхронизации с учетом внешнего освещения), режим приоритета выдержки, программный режим, режим «зеленой зоны», в котором блокируется большинство настроек камеры, а также сюжетные программы, больше характерные для компактных P&S камер: портрет, пейзаж, макросъемка, спорт, ночная съемка со вспышкой. Справа от этого переключателя находится отметка фокальной плоскости КМОП матрицы.


Fujifilm S2 Pro, главный ЖК индикатор и органы управления на верхней панели камеры
Здесь расположены кнопки ввода экспокоррекции камеры и экспокоррекции вспышки, спусковая кнопка, оснащенная резьбой для стандартного механического тросика, совмещенная с выключателем питания и, справа от ЖКИ, кнопка включения подсветки ЖК индикаторов в темное время суток. Под ЖКИ находится отметка фокальной плоскости ПЗС матрицы. Стоит заметить, что отказ от размещения кнопок над ЖКИ и слева от него позволяет управлять камерой одной рукой.


На верхней панели камеры, слева от кожуха пентапризмы, расположен главный диск выбора режимов съемки (ввод чувствительности, настроек пользователя, режимов съемки: автоматический «P«, режим приоритета диафрагмы «A«, режим приоритета выдержки «S» и ручной режим «M«), диск совмещен с переключателем режимов съемки, имеющий кнопку-фиксатор. С помощью переключателя можно выбрать один из следующих режимов: режим съемки одиночных кадров «S», режим съемки серии кадров, режим съемки с задержкой по таймеру и режим мультиэкспозиции, позволяющий наложить друг на друга неограниченное число кадров (в том числе и при съемке в RAW). Возможность снимать сериями в режиме мультиэкспозиции, как и разрешение в режиме приоритета выдержки использовать ручную выдержку»B», устанавливаются пользовательскими функциями.


Задняя панель камеры Canon EOS 1Ds. Здесь располагаются дисплей и второй, дополнительный ЖК индикатор с «цифровыми» параметрами, слева и снизу от них находятся кнопки управления цифровыми возможностями камеры, справа располагается дополнительное командное колесо, имеющее блокировку, под ним находится выключатель питания камеры, справа располагается замок отсека для флэш-карт.

Сверху находятся кнопка блокировки экспозиции «*» и кнопки выбора зоны фокусировки. Эти же кнопки продублированы справа внизу для использования с рукояткой для съемки вертикальных кадров.


На задней панели камеры Canon D60 располагается дисплей, слева и снизу от него находятся кнопки управления цифровой частью камеры (в зоне досягаемости большого пальца левой руки, за исключением кнопки стирания снимков), справа находится дополнительное командное колесо с блокиратором, справа вверху — кнопки блокировки экспозиции и выбора точки фокусировки (в зоне досягаемости большого пальца правой руки).


Задняя панель камеры Fujifilm S2 Pro. Здесь расположены дополнительный ЖК индикатор с цифровой информацией, слева и под ним — кнопки управления цифровой частью камеры, над ним — кнопки управления автоматическим брекетингом и режимами работы вспышки (все это находится в зоне досягаемости большого пальца левой руки). Справа располагается джойпэд для выбора точки фокусировки (из пяти, расположенных крестом), также имеющий блокировку, а также две кнопки управления цифровыми функциями камеры. Над ними располагается кнопка блокировки экспозиции/фокусировки, совмещенная с переключателем типа замера (центровзвешенный, матричный по 10 зонам и точечный), справа от кнопки располагается дополнительное командное колесо (все эти органы расположены в зоне досягаемости большого пальца правой руки).


Органы управления в верхней части задней стенки камеры Canon 1Ds: кнопка регистрации* зоны фокусировки для быстрого выбора одной часто используемой зоны, кнопка выбора точки фокусировки (по горизонтали выбор производится главным командным колесом, по вертикали — дополнительным, количество зон автофокусировки можно ограничить 9 или 11, так как с таким управлением справиться с 45 зонами, имеющимися у камеры, довольно сложно).

* — кнопка регистрации также используется для увеличения снимков при просмотре (одновременным нажатием ее и кнопки «Display«), однако для этого необходимо разрешить увеличение снимков на дисплее программированием функции P.Fn 30, которое возможно только после установки на компьютер программного обеспечения по управлению камерой и подключении камеры по интерфейсу IEEE1394. Такое нелогичное управление, вероятно, связано с тем, что камера EOS 1Ds предназначена в первую очередь для студийной съемки, где подключение к компьютеру является крайне желательным. Кстати, камера позволяет просматривать и даже изменять пользовательские настройки P.Fn, но только после того, как каждая из них будет активирована посредством подключения по IEEE1394 программой для съемки с использованием компьютера, выполняющей заодно и функции настройки камеры.


Органы управления фотографической частью камеры 1Ds крупным планом. Слева внизу от дополнительного командного диска находится встроенный микрофон, справа от замка отсека карт памяти расположен светодиод, свечение которого говорит о том, что производится запись или считывание карты памяти (на это время доступ к меню камеры блокируется, однако съемочные параметры изменять можно).


Органы управления в верхней части задней панели камеры Canon D60. Здесь располагаются кнопки блокировки экспозиции и управления выбором точки фокусировки (три точки вдоль длинной стороны кадра, выбор зоны производится нажатием на кнопку и вращением главного командного колеса).


Органы управления в нижней части задней панели камеры Canon D60. Здесь расположено дополнительное командное колесо с кнопкой выбора в центре и возможностью блокировки. Кнопка выбора «Set» является программируемой, ей можно назначить через пользовательскую функцию C.Fn 13 одну из следующих функций: изменение набора настроек камеры, изменение индекса чувствительности или изменение качества сохраняемых снимков.


Органы управления в верхней части задней стенки камеры Fujifilm S2 Pro. Здесь расположена кнопка блокировки экспозиции/фокуса под большой палец правой руки, совмещенная с переключателем зон замера (матричный 10-сегментный 3D замер, центровзвешенный и точечный замеры). Справа от кнопки находится дополнительное командное колесо также под большой палец правой руки.


В нижней части задней панели камеры S2 Pro расположены джойпэд, служащий для выбора точек фокусировки, навигации по меню, перемещения между снимками при просмотре и увеличения снимков, и имеющий фиксатор, кнопка отмены операции/выхода из подкаталога меню и кнопка вызова меню и подтверждения выбора. Над крышкой отсека для флэш-карт располагается белый светодиод, сигнализирующий о записи или чтении флэш-карты.


В левой части задней панели камеры Canon 1Ds располагаются кнопки управления цифровыми функциями камеры: кнопка защиты снимков, выполняющая также включение функции записи голосовых комментариев к снимкам, кнопка входа в меню и выбора подкаталогов меню посредством ее нажатия и вращения дополнительного командного колеса, кнопка выбора пунктов меню и перемещения между снимками (при нажатии кнопки и вращении командного колеса), кнопка отображения снятых снимков (при нажатии на кнопку и вращении дополнительного командного колеса возможно выбрать режимы показа гистограммы, отображения 4 или 9 уменьшенных снимков на экране и возможность смены каталога на флэш-карте. К сожалению, возможность просмотра увеличенного изображения (например, для оценки резкости), как уже говорилось, необходимо включать отдельно, подключив камеру к компьютеру по IEEE1394 и запустив программу управления, после разрешения увеличения снимков пользовательской функцией P.Fn 30, необходимо разрешить ее в настройках самой камеры, и уже после этого появляется возможность включения (нажатием одновременно кнопки «Display» и кнопки регистрации зоны фокусировки в правом верхнем углу) функции просмотра увеличенного в 4раза (ни больше ни меньше) снимка (кадр разбивается на участки 4х4). Последовательный выбор одного из 16 участков для просмотра осуществляется удержанием кнопки “Select” и вращением дополнительного командного колеса. Короче говоря, удобный просмотр снимков не является приоритетным направлением у программистов фирмы Canon. Под кнопкой просмотра находится кнопка удаления снимков, под ЖК индикатором находятся кнопки выбора качества сохраняемых снимков и выбора предустановленного баланса белого (так же, удерживая кнопку и вращая дополнительное командное колесо, доступны как стандартные настройки «автоматический баланс», «солнечно», «лампы накаливания», «съемка в тени», «люминесцентные лампы», так и режим выбора заранее запрограммированной в меню цветовой температуры в Кельвинах и выбор одного из трех заранее зарегистрированных персональных балансов белого). Однако персональные балансы белого могут быть зарегистрированы на основании предыдущих снимков только при подключении камеры к компьютеру по IEEE1394 и при использовании специального программного обеспечения, поставляемого в комплекте камеры (снова явно проступает студийная ориентация этой камеры). Однако есть возможность настроить одну пользовательскую настройку баланса белого, по предварительно снятому белому листу, снимок должен быть записан на флэш-карту, и для настройки пользовательского баланса белого требуется выбрать его в качестве источника при включенном режиме просмотра снимков.

Одновременным нажатием кнопок «Display» и «WB«, вращая при этом дополнительное командное колесо, можно установить режим брекетинга баланса белого при съемке в JPEG. Такая операция способствует тренировки пальцев обеих рук, так как нетренированными пальцами производить ее и одновременно удерживать камеру, мягко говоря, неудобно. Одновременное нажатие кнопок “Quality” и “WB” приводит к сбросу всех настроек камеры на настройки по умолчанию.


ЖК дисплей камеры Canon 1Ds при включении просмотра увеличенного изображения. В правом нижнем углу показана уменьшенная копия всего кадра, появляющаяся при нажатии кнопки “Select”, при вращении дополнительного командного колеса, зеленый прямоугольник с окном в 1/16 кадра перемещается на 1/4 кадра по горизонтали, а после достижения границы кадра — переходит в следующую строку, на 1/4 кадра выше или ниже и позволяет выбрать следующий фрагмент для увеличения. Плавный сдвиг увеличенного изображения, и изменение масштаба увеличения, увы, невозможны.


Цифровая часть органов управления камерой Canon D60 в нижней части задней панели камеры содержит выключатель питания, кнопку входа в меню, кнопку «Info«, включающую отображение краткой информации о настройках камеры при съемке и гистограммы отснятого снимка при просмотре, кнопку «Jump» для быстрого перемещения по закладкам меню и между снимками при просмотре, кнопка изменения масштаба снимков при просмотре (9 снимков на экране, один снимок на экране или увеличенный в 3 раза снимок, разбитый на 9 частей, выбор просматриваемой части осуществляется дополнительным командным колесом по тому же принципу, что и в камере Canon 1Ds). Ниже находится кнопка включения просмотра отснятых снимков.


Цифровые органы управления камерой Fujifilm S2 Pro,
расположенные на задней панели камеры

Практически всё управление цифровыми настройками обеспечивается дополнительным ЖК индикатором с контекстно-зависимым меню и кнопками, текущие значения которых отображаются на этом индикаторе. Вызов управляющих меню и переход между экранами осуществляется кнопкой «Func«. Поскольку данная система настроек редко встречается в цифровых камерах (нечто подобное было реализовано в камере Epson 3100), при этом позволяя уменьшить количество управляющих кнопок и делая управление более простым и интуитивно понятным, и помогая уменьшить энергопотребление (так как ЖКИ потребляет значительно меньший ток, чем дисплей), остановимся на ней немного подробнее.


Во время съемки меню содержит три экрана: первый экран, активный непосредственно в режиме съемки, отображает текущую чувствительность, время, дату, уровень разряда аккумуляторов, питающих цифровую часть камеры, тип флэш-карты, на которую ведется съемка (S2 Pro поддерживает как карты формата Compact Flash type I/II, так и карты SmartMedia), а также количество кадров, которое можно сохранить на флэш-карте при заданном режиме съемки. При нажатии на кнопку «Func» на ЖК индикаторе появляется второй экран, позволяющий выбрать предустановку баланса белого (дневной свет, съемка в тени, лампы накаливания, люминесцентные лампы и две пользовательских настройки баланса белого, создаваемые через меню посредством съемки белого листа), зону фокусировки (одна точка или широкая зона), формат и качество сохраняемых файлов и их разрешение (настройки меняются циклически нажатием кнопки под нужной пиктограммой). Если еще раз нажать на кнопку «Func«, появится третий экран, где можно задать один из четырех уровней насыщенности (включая черно-белую съемку), уровень контраста и контурной резкости, а также заблокировать настройки, чтобы случайно их не изменить.


В режиме просмотра снимков (который активизируется нажатием кнопки «Play«), функции контекстно-зависимых кнопок полностью изменяются: первая кнопка позволяет включить отображение гистограммы и переключать каналы (яркостной, красный, зеленый, синий), вторая кнопка переводит камеру в режим стирания снимков, третья — позволяет защитить снимок от стирания, четвертая — изменяет режим отображения снимков между режимом показа снимка и превью из 9 уменьшенных снимков. Последующие нажатия на кнопку «Func» позволяют просмотреть время и дату съемки, режим сохранения (разрешение и качество), использованный при съемке баланс белого, выдержку, диафрагму, чувствительность и настройки насыщенности, контраста и контурной резкости.


Также, при съемке одиночных кадров в режиме подтверждения записи на карту (камера хранит снимок в буфере, позволяя сохранить его или удалить без записи на карту) содержимое ЖК индикатора и назначение кнопок также меняются (изображение слева): первая кнопка означает сохранение снимка на флэш-карте, вторая — немедленное удаление, третья — показ гистограммы, и четвертая — включает тестовое обрамление вокруг изображения для оценки яркостного диапазона, баланса белого и насыщенности.

При съемке в режиме мультиэкспозиции (изображение справа) первая кнопка означает, что больше снимков накладываться не будет, и комбинированное изображение нужно сохранить на карте памяти, вторая кнопка означает, что данное изображение должно быть добавлено к предыдущему, наложено на него, и мультиэкспозиция не закончена, третья — удаление из буфера неудачно снятого кадра с мультиэкспозицией, четвертая — показ гистограммы комбинированного кадра.


Поскольку у камеры Fujifilm управление и функции значительно отличаются от камер Canon, вопреки своим принципам, приведу снимки двух экранов дисплея, где первый показывает, как в S2 Pro реализовано увеличение фрагментов отснятых снимков (нажатие джойпэда вверх/вниз плавно увеличивают/уменьшают масштаб отображения, который может достигать увеличения порядка 16 крат, нажатие джойпэда влево/вправо позволяет плавно перемещать изображение влево/вправо, добиваясь, чтобы на экране оказалось нужная часть изображения с нужным увеличением — то, чего явно не хватает обеим камерам Canon. Второй экран показывает тестовое обрамление, которое можно включить при съемке одиночных кадров, чтобы иметь возможность оценить и точно настроить тоновую кривую, баланс белого и насыщенность будущего снимка (так как дисплеи цифровых камер не идеальны, вывод черно-белых полей от минимальной до максимальной яркости и основных цветов максимальной насыщенности позволяют правильнее оценить качество только что сделанного снимка, так как цвета и уровни яркости на дисплее могут не соответствовать тому, что будет на большом и откалиброванном мониторе, когда переснимать сюжет будет уже поздно). Еще одно замечание касается режима показа гистограммы — камера S2 Pro, в отличие от камер Canon и Nikon, не умеет показывать мерцанием пересвеченные участки изображения, поэтому гистограмме снимка требуется уделять особое внимание, например, желательно контролировать гистограмму не только в канале яркости, но и просматривать RGB каналы изображения.

Для оперативной съемки наиболее важными параметрами являются время включения камеры, скорость серийной съемки и длина серии, которые и были измерены:

  Canon 1Ds Canon D60 Fujifilm S2 Pro
 Время включения (до первого снятого кадра), с 1.08 2.85 1.92
 Скорость, кадров/с (длина серии) — Jpeg Fine 3.49 (10) 3.11 (8) 1.94 (8)
 Скорость, кадров/с (длина серии) — RAW 3.43 (10) 3.20 (8) 1.97 (7)

Наилучшие скоростные результаты имеет камера Canon 1Ds. Скорость серийной съемки у камеры Canon D60 лишь ненамного ниже, чем у лидера, однако эта камера имеет слишком большое время включения (что часто оказывается важнее скорости съемки серии, ведь сюжет не обязан ждать момента, когда камера будет готова к съемке). Камера Fujifilm S2 Pro практически достигла заявленного производителем весьма скромного результата по темпу серийной съемки, при этом она имеет среднее время включения, заметно лучшее, чем у D60, но и значительно уступающее камере 1Ds. Камеры Canon показали темп серийной съемки даже выше, чем заявлен в их спецификациях, особенно отличилась камера 1Ds, достигшая скорости 3.5 кадра/c.


Органы управления питающей рукоятки камеры Canon 1Ds, дублирующие основные органы управления, могут быть заблокированы специальным переключателем.


Аккумуляторный отсек камеры Canon 1Ds имеет замок и дополнительную кнопку-фиксатор (слева).


В камере Canon 1Ds используется мощный и тяжелый NiMH аккумулятор NP-E3 (стоимость порядка $150). Аккумулятор имеет напряжение 12В и емкость 1650мА (19.8ВА). В комплекте с камерой поставляется двухканальное зарядное устройство, позволяющее заряжать два аккумулятора одновременно (следовательно, желательно иметь хотя бы один запасной аккумулятор). Canon гарантирует, что свежезаряженного аккумулятора хватает на 600 снимков при комнатной температуре и до 450 снимков при температуре 0 градусов, что, похоже, соответствует действительности, так как камера не имеет встроенной вспышки. Однако по собственному опыту могу заметить, что данный NiMH аккумулятор имеет довольно большой ток саморазряда, и, будучи полностью заряженным, и оставленным на неделю-другую, его емкости может хватить на десяток снимков, после чего аккумулятор снова придется заряжать. Поэтому рекомендуется заряжать имеющиеся аккумуляторы непосредственно перед их использованием, таким образом их действительно хватит на множество снимков. Кроме этого аккумулятора, в камере используется литиевая батарея CR2025 (находится в верхней части батарейного отсека), которая питает встроенные часы камеры и память для настроек пользователя. Батарея рассчитана на работу в течение до 10лет, и ее замена необходима только в случае, когда системные часы камеры показывают неправильное время.


Аккумуляторный отсек камеры Canon D60


В камере EOS D60 используется значительно меньший по размеру литий-ионный аккумулятор BP-511 (стоимость около $70), имеющий напряжение 7.4В и емкость 1100мА (8.14ВА). По собственному опыту могу сказать, что этого аккумулятора хватает примерно на столько же снимков, сколько и аккумулятора камеры Canon 1Ds (особенно, если отказаться от использования встроенной вспышки). По данным Canon, аккумулятора хватает на съемку 620 кадров при комнатной температуре без использования встроенной вспышки и до 480 кадров при температуре 0 градусов (что, действительно, практически совпадает с результатами аккумулятора 1Ds). При использовании встроенной вспышки при съемке каждого второго кадра, Canon гарантирует до 490 кадров на одной зарядке при комнатной температуре и до 400 кадров при 0 градусов.

В комплекте с камерой поставляется зарядное устройство для двух аккумуляторов BP-511 (зарядка одного аккумулятора длится 90 минут, однако заряжаться может только один из них, после окончания заряда первого аккумулятора, устройство начнет заряжать второй).


Батарейный отсек камеры Fujifilm S2 Pro (питание цифровой части камеры)


Камера Fujifilm S2 Pro питается от обычных пальчиковых батарей и аккумуляторов, что резко снижает стоимость покупки дополнительных аккумуляторов (стоимость комплекта не превышает $15-20). Правда, камера не комплектуется при продаже ни аккумуляторами, ни зарядным устройством для них (ни даже флэш-картой для тестовой съемки), однако стоимость их покупки несравнима со стоимостью фирменных аксессуаров. В настоящее время максимальная емкость пальчиковых аккумуляторов типоразмера АА (из того, встречается в продаже) ограничена 2000мА, четыре аккумулятора дают напряжение 4.8В, то есть, емкость может достигать 9.6ВА. Я использую с камерой аккумуляторы Sanyo 1700мА, что дает несколько меньшую емкость — 8.16ВА, что практически равно емкости аккумулятора BP-511 камеры D60 (на снимке показан батарейный отсек с аккумуляторами Basf 1500мА). По данным Fujifilm, при комнатной температуре аккумуляторов емкостью 1700мА достаточно для съемки 650 кадров при использовании флэш-карты и 420 кадров при использовании в качестве носителя микровинчестера (IBM microdrive) при съемке каждого второго кадра со встроенной вспышкой (которая все равно питается от литиевых элементов CR-123).


Особенность камеры Fujifilm S2 Pro — в том, что камера имеет двойное питание, так как питание аналоговой части камеры осталось таким же, как у пленочного прототипа — камеры Nikon F80. Источниками питания аналоговой части служат литиевые батареи CR-123, которых, по данным Fujifilm, должно хватить на съемку 1000 кадров с использованием встроенной вспышки при съемке каждого второго кадра (от этих батарей питается и встроенная вспышка, и фокусировочный мотор). Однако, чтобы не использовать дорогостоящие литиевые батареи, в камере предусмотрена возможность съемки без них (при этом батареи должны быть убраны из отсека), в этом случае аналоговая часть камеры переключается на питание от «цифрового» источника, но для уменьшения нагрузки встроенная вспышка отключается и не может быть использована при съемке. В этом случае возрастает нагрузка на аккумуляторы, и при использовании объективов с мощным ультразвуковым мотором (AF-S) количество снимков, обеспечиваемых одним комплектом аккумуляторов может сократиться примерно на треть.

В целом, все три протестированные камеры весьма экономно расходуют энергию аккумуляторов, и однозначного лидера среди них выявить не удалось. Учитывая, что емкость аккумулятора камеры EOS 1Ds в 2.5 раза больше, чем у остальных камер при одинаковом ресурсе работы, можно сказать, что она потребляет значительно больше энергии, чем остальные камеры.

Далее: Часть 2

Источник