Зрелые плоды периода застоя. Sony F717 против Nikon Coolpix 5700

Введение
В данной статье сравниваются камеры, которые, как уже стало традицией в цифровом компактостроении, являются модификациями предыдущих моделей (рекордсменом по праву можно назвать фирму Minolta, выпустившую уже третью модификацию камеры Dimage 7). Трудно сказать, почему рубеж в 5Мп стал тупиковым для производителей компактных камер. Конечно, можно винить фирму Sony в том, что она за последние два года не объявила новой ПЗС матрицы с разрешением более 5Мп (6Мп матрица APS формата ICX413AK, используемая в камерах Nikon D100, для компактных камер непригодна по причине высокой стоимости и совершенно не компактных требований к оптике). Однако, и второй по массовости производитель матриц, фирма Kodak, также не воспользовалась ситуацией на рынке и не стала выпускать новую матрицу для компактных камер. Вероятно, Kodak сосредоточил свои усилия на сотрудничестве с Olympus, для создания новой зеркальной камеры со сменной оптикой. Для чего потребуется выпустить большое количество уже довольно давно анонсированных матриц KAF5100CE (и, вероятно, одновременно обеспечив заметное снижение себестоимости производства этих матриц). Совсем недавно фирма Fujifilm, игрок №3 на рынке матриц для компактных камер (по моей собственной классификации) объявила о выпуске новых 6Мп ПЗС матриц SuperCCD четвертого поколения, в том числе и матриц с повышенной фотоширотой за счет использования сдвоенных сенсоров различной чувствительности. Однако, насколько мне известно, матрицы Fujifilm не продаются сторонним производителям камер и используются только в камерах производства самой Fujifilm.
Скорее всего, причина застоя все же не только в отсутствии новых матриц. Для большинства снимающих в семейный альбом, качества камер с разрешением 2-3Мп для печати фотографий 10х15 уже достаточно. Для любителей, желающих иметь отпечатки 15х20 и даже 20х30 выпускаются 4-х и 5-Мп камеры. Для «продвинутых» любителей за последний год-два появился новый класс зеркальных камер со сменной оптикой, цены на которые снизились до цен, сопоставимых с лучшими из компактных камер на момент их выпуска. Например, Olympus E-20 год назад продавался по цене около 2000 евро, сейчас за сопоставимую цену можно купить такие камеры, как Nikon D100, Canon D60, Fujifilm S2 Pro, Sigma SD9 (правда, объективы тоже стоят денег, но и качество, и возможности этих камер несопоставимы с компактами). Кроме того, разработчики матриц для компактных камер практически исчерпали возможности формата 2/3″ (11мм по диагонали кадра), размер ячейки 5Мп матрицы составил 3.4мкм, что находится практически на пределе качества. Выпуск новой 6-8Мп матрицы типоразмера 2/3″ означал бы ухудшение параметров (фотоширота, шумы) и потребовал бы использования еще лучшей и более дорогой оптики. Увеличение типоразмера матрицы означало бы резкий рост ее стоимости и необходимость создания новых объективов для новых камер. Однако даже 5Мп 2/3″ матрицы не собираются дешеветь, что сподвигло некоторых производителей цифровой фототехники выпустить 5Мп камеры на более дешевых матрицах типоразмера 1/1.8″ (9мм по диагонали) с размером ячейки 2.775мкм, что не могло не повлиять отрицательно на фотошироту и уровень шумов, а также на разрешающую способность при использовании с этой матрицей (опять же, для удешевления) объективов, разработанных для 3Мп камер с таким же типоразмером матрицы (1/1.8″, но при размере ячейки 3.45мкм).
Исходя из всего сказанного, трудно ожидать от компактных камер превышения 5-6Мп порога разрешения в ближайшее время. По крайней мере, это станет экономически целесообразным либо с удешевлением технологии производства ПЗС, либо с выходом новых любительских цифровых зеркальных камер с разрешением более 8-10Мп, либо с переходом компактных камер на более дешевые КМОП матрицы. Такую невероятную возможность, как если бы все любители поголовно захотели печатать фотографии размером не менее 20х30, я не рассматриваю. Поэтому сейчас создались хорошие условия для выбора собственной 5Мп камеры, которая не устареет безнадежно через несколько месяцев (как было 2-3 года назад). Две из 5Мп камер мы уже опробовали (Minolta Dimage 7 и Olympus E-20), настал черед камер Sony Cybershot F717 и Nikon Coolpix 5700.


Камера Sony F717 была представлена 2 сентября 2002, то есть, почти ровно через год после своей предшественницы, камеры F707.
Основные улучшения камеры Sony F717 по сравнению с моделью F707:
появилась возможность выбора одной из 5 точек фокусировки
реализован просмотр гистограммы как при просмотре снимков, так и во время съемки
расширен диапазон выдержек до 1/2000с
добавлена чувствительность ISO 800
улучшена цветопередача, уменьшена насыщенность снимков, так как у F707 часто оказывалась чрезмерной (однако возможности регулировать насыщенность снимков не появилось)
появилась возможность (отключаемая) использования кольца фокусировки объектива для управления зуммированием
расширен диапазон предустановок баланса белого
претерпела изменения система шумоподавления снимков, теперь она автоматически включается при выдержках длиннее 1/25с
снято ограничение на длительность снимаемых видеоклипов, теперь их продолжительность ограничена только размером карты памяти Memory Stick (причем, по заявлениям Sony, F717 совместима с новым форматом Memory Stick Pro объемом до 1Гб)
реализован интерфейс USB 2.0 для увеличения скорости считывания снимков на компьютер
Nikon Coolpix 5700 представлен 29 мая 2002, всего лишь через 9 месяцев (пожалуй, срок символичный) после выхода камеры Coolpix 5000 (которой был посвящен обзор «От трех до пяти»).
Основные улучшения по сравнению с камерой Coolpix 5000:
увеличен диапазон изменения фокусного расстояния объектива до 35-280мм (8х) со сдвигом в сторону более длинных фокусных расстояний (у Coolpix 5000 диапазон был более универсальным, экв. 28-85мм), для получения угла зрения, соответствующего 28мм объективу, для Coolpix 5700 выпущена широкоугольная насадка WC-E80
появилась возможность записи снимков в формате RAW (для Coolpix 5000 впоследствии также была выпущена новая версия firmware, позволяющая записывать RAW, что еще раз подчеркивает близость этих разных камер)
изменился конструктив (в частности, уменьшен размер дисплея), и немного увеличена мощность встроенной вспышкиВнешний вид и конструкция камер


Камера Sony F717. Светосильный объектив с 5-кратным изменением фокусного расстояния (9.7-48.5мм), что эквивалентно 38-190мм в пересчете на кадр 35мм фотопленки.
На объективе расположены светодиоды инфракрасной подсветки и лазерный светодиод, проецирующий решетку для облегчения автоматической фокусировки. Объектив имеет резьбу 58мм для установки фильтров или насадок. Благодаря стандартному диаметру резьбы, подобрать светофильтр для этой камеры труда не составляет.


Камера Nikon Coolpix 5700 имеет менее светосильный (f/2.8-4.2) объектив, зато с 8-кратным изменением фокусного расстояния (8.9-71.2мм), эквивалентный 35-280мм в пересчете на 35мм кадр (14 элементов в 10 группах). Для установки фильтров или насадок необходимо купить специальное переходное кольцо UR-E8. Для камеры выпускаются специальные насадки WC-E80 (0.8x) и TC-E15ED (1.5x), камера несовместима с насадками, выпущенными для камер серии Coolpix 9xx/8xx/7xx
Датчик отраженного света для работы вспышки расположен на откидной встроенной вспышке (положение датчика изменено по сравнению с камерой CP5000, это гарантирует, что датчик не будет перекрыт пальцем во время съемки). Однако при работе внешней вспышки камера в обязательном порядке откроет встроенную, чтобы на датчик попадал отраженный свет от объекта (что не с каждой вспышкой возможно, например, с Metz 40MZ-3, встроенная вспышка не может подняться полностью — мешает корпус установленной на камеру внешней вспышки, в результате чего все снимки оказываются значительно недоэскпонированными). Кроме того, при работе с Metz 40-MZ3 (и адаптером SCA-3401M для камер Nikon), камера всегда (независимо от световых условий) включает прожектор подсветки автофокуса вспышки, он гаснет только на время срабатывания самой вспышки (погасить его можно только выключив вспышку или камеру). Возможно, это лишь проявление некоторой несовместимости со вспышками независимых производителей (до сих пор компактные камеры Nikon не умели зажигать подсветку автофокуса вспышки).
Под названием камеры на корпусе размещен встроенный микрофон для записи видеороликов со звуком.


Вид сверху. Камера Coolpix 5700 при выдвинутом объективе почти не уступает по габаритам Sony F717.
Coolpix 5700 имеет встроенный башмак для внешней вспышки, совместимой с системой вспышек для пленочных зеркальных камер Nikon. Однако системность заканчивается на возможности отключить импульс вспышки по сигналу датчика отраженного света в камере, камера не может использовать многие возможности современных вспышек, такие как подсветка для облегчения фокусировки при слабом освещении, передача данных об установленной чувствительности, диафрагме, фокусном расстоянии и расстоянии до объекта.
Sony F717 имеет простой башмак с центральным контактом, рекомендуется использование единственной в системе Sony вспышки F1000, для подключения которой предназначен специальный разъем на камере.


Выдвигающийся объектив камеры Coolpix 5700 имеет, пожалуй, одно преимущество: когда он убран, камера становится значительно компактнее, чем Sony F717. В остальном, выдвигающаяся конструкция объектива имеет больше отрицательных сторон: объектив легко повредить, большее количество движущихся частей может привести к заклиниванию при съемке в условиях низкой температуры, при макросъемке легко нечаянно упереться передней линзой объектива в снимаемый объект (например, при зуммировании). Однако установка переходного кольца UR-E8 с защитным фильтром позволяет приблизить конструкцию объектива к объективу камеры F717, лишив одновременно Coolpix 5700 главного преимущества: компактности. Поэтому каждый может выбрать, что для него важнее: компактность или надежность.


Конструкция камеры Sony берет свое начало от камеры F505, в которой был впервые использован подобный объектив, заключенный в корпус вместе с ПЗС матрицей и прикрепленным к нему в одной точке корпусом самой камеры, что позволяет поворачивать LCD дисплей в одной плоскости (как у камер Nikon семейства 9хх, 4500).
Данная конструкция весьма оригинальна, но требует привыкания: объектив при съемке всегда должен удерживаться левой рукой, тогда как кнопка спуска затвора и большинство органов управления находится на корпусе камеры, который надо держать правой рукой. Корпус камеры имеет компактные размеры, так что правой рукой камеру приходится удерживать тремя пальцами (что вряд ли может считаться эргономичным решением).
Корпус камеры Sony F717 выполнен из магниевого сплава.


Конструкция камеры Coolpix 5700 позаимствована у предыдущей модели, Coolpix 5000. Изменился блок объектива и видоискателя, также был немного уменьшен размер поворотного дисплея. Камера имеет прочный металлический (вероятно, литой алюминиевый) корпус.


Nikon Coolpix 5700. Вид сверху, максимальное фокусное расстояние объектива.


На верхней панели камеры Sony F717 расположены:
главный диск управления, позволяющий переключать режимы: полностью автоматический, «P» — программный автоматический, «S» — приоритет выдержки, «A» — приоритет диафрагмы, «M» — ручной, «SCN», «Set Up» — настроек, «SCN» — съемка типичных сцен (ночной снимок, ночной портрет, пейзаж, портрет), а также режимы съемки видеороликов, просмотра отснятых снимков, с главным диском управления совмещен рычажок включения камеры
переключатель ночных режимов съемки, в левом положении «NightFraming» включает черно-белую съемку в ИК лучах (ИК фильтр перед матрицей при этом убирается), в правом положении «NightShot» камера также убирает ИК фильтр перед матрицей, позволяя строить кадр в полной темноте, но фокусируется по лазерной проекции и снимает в свете встроенной вспышки, что позволяет делать цветные снимки
спусковая кнопка и кнопка ввода экспокоррекции
колесо управления (позволяет изменять выдержку, диафрагму, величину экспокоррекции и т.п.)
встроенные микрофон и громкоговоритель


На верхней панели камеры Coolpix 5700 расположены:
спусковая кнопка, совмещенная с выключателем питания камеры
кнопки «Mode» для изменения режимов съемки (программный, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, ручной), «+/-» для ввода экспокоррекции, перепрограммируемая кнопка «Func«, назначаемая пользователем (по умолчанию запрограммирована на выбор одного из пользовательских наборов настроек — доступны три набора, программируемых пользователем и полностью автоматический набор «для чайников», может быть перепрограммирована для быстрого изменения настройки баланса белого, типа замера экспозиции и т.п.)
кнопка включения подсветки ЖК индикатора (наконец-то фотографам, использующим компактные камеры Nikon, при съемке при плохом освещении не нужно носить с собой фонарик)
колесо управления для выбора выдержки, диафрагмы, сдвига экспозиции в программном режиме, изменения экспокоррекции и т.п.


Камера Sony F717, вид сзади. Большой резиновый наглазник видоискателя пригодится при съемке в солнечную погоду.
ЖК дисплей имеет разрешение 123,200 точек (560х220) с диагональю 4.6см.


Камера Nikon Coolpix 5700, вид сзади. Дисплей можно убрать внутрь камеры для максимальной его защиты (в том числе и для предотвращения появления отпечатков пальцев).


При необходимости съемки с нижней или верхней точек достаточно развернуть камеру F717 относительно блока объектива (не обязательно ложиться в траву при съемке с уровня земли, или забираться на возвышение при съемке в толпе). Однако, такие удобства камера дает только при съемке горизонтального кадра, так как объектив поворачивается только в вертикальной плоскости.


Под видоискателем камеры Sony F717 расположены разъемы аудио-видео выходов для подключения телевизора и разъем для внешнего блока питания, служащего и зарядным устройством (поставляется в комплекте с камерой).


Поворотный видоискатель камеры Nikon 5700 позволяет вращать его как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости, что обеспечивает больше возможностей для съемки ракурсных вертикальных кадров.
ЖК дисплей имеет разрешение 110,000 точек (550х200) с диагональю 3.8см.


При желании, видоискатель камеры Nikon Coolpix 5700 можно защелкнуть в корпус в открытом состоянии (это удобно, если камерой снимает человек, привыкший к дизайну цифровых компактов с неповорачивающимся дисплеем).


На задней панели камеры Sony F717 размещены следующие органы управления:
кнопка «Display» для изменения количества служебной информации, выводимой на дисплей или электронный видоискатель. Включает режим отображения гистограммы во время съемки (полезная и весьма редкая у цифровых камер возможность)
кнопка переключения между отображением одиночных снимков и индексов из 3 или 9 снимков в режиме просмотра
кнопка «Menu» для входа в меню камеры с дополнительными настройками (размер изображения, качество сохранения, серийная съемка, эффекты и т.п.)
переключатель между выводом изображения на электронный видоискатель и ЖК дисплей
мини-джойстик служит как для навигации по меню камеры, так и для изменения настроек вспышки, включения макрорежима, таймера и быстрого просмотра последнего снятого снимка, также он служит для перемещения между снимками в режиме просмотра наравне с управляющим колесиком
индикатор «CHG«, отображает режим заряда аккумулятора камеры или готовность встроенной вспышки во время съемки


На задней панели камеры Coolpix 5700 расположены:
кнопка «SEL» для переключения между электронным видоискателем и дисплеем (как только поворотный дисплей выдвигается из корпуса камеры, изображение в электронном видоискателе пропадает и появляется на дисплее, для того чтобы снова задействовать видоискатель необходимо либо защелкнуть дисплей в камеру в отвернутом положении, либо нажать на кнопку «SEL«)
качелька управления зуммированием объектива «W — T«. Она же служит и для увеличения снимков при просмотре. К сожалению, управление зуммированием сделано грубым, слишком краткое нажатие на кнопку к зуммированию не приводит, но расфокусирует объектив, чуть более длинное приводит к тому, что фокусное расстояние изменилось сильнее, чем хотелось бы. При включении установки низкой скорости зуммирования в меню камеры, точность и предсказуемость изменения фокусного расстояния значительно улучшается
кнопка «MENU«, как нетрудно догадаться, вызывает системное меню камеры
кнопка «QUICK» служит для быстрого отображения последнего снятого кадра без переключения в режим просмотра снимков (для выхода из режима быстрого просмотра достаточно поджать спусковую кнопку)
кнопка с изображением корзины служит для удаления снимков
кнопка «DISP» служит для отключения и последующего включения информации в видоискателе или на дисплее (выдержка, диафрагма, режимы работы и т.п.) — необходима, когда желательно иметь на дисплее только изображение снимка. Работает как в режиме съемки, так и в режиме просмотра
переключатель между режимами съемки и просмотра снимков
мини-джойстик для выбора точки фокусировки (одной из 5 возможных), в режиме просмотра служит для перемещения между снимками, также служит для управления курсором при входе в меню камеры.


Камера Sony F717. Вид сбоку. Значительная часть органов управления находится на блоке объектива. Вероятно, в случае F717 это можно считать оправданным, так как блок объектива имеет большие габариты и массу, чем «блок управления», из-за чего левая рука фотографа должна постоянно поддерживать блок объектива (почему бы ей при этом не поучаствовать в управлении камерой).


Камера Nikon CP5700. Вид сбоку. К сожалению, часть органов управления была перенесена на боковую сторону и у камеры Nikon (вероятно, это дань моде, основанной такими популярными камерами, как Minolta Dimage 7хх и Fujifilm S602Z). «К сожалению» — потому, что мода редко улучшает эргономику и удобство работы, гораздо чаще случается наоборот. В итоге, у владельцев камеры CP5700 левая рука также оказывается занятой переключением режимов вспышки, размера, чувствительности, фокусировки … даже блокировку экспозиции и фокуса сюда перенесли. И многие жалуются на то, что эти боковые кнопки часто нажимаются случайно (мне даже встречалась самодельная конструкция в виде наклейки из плотного пластика с вырезанными дырочками под кнопки, чтобы эти кнопки оказались заподлицо с самой наклейкой — настолько подобные самопроизвольные нажатия и изменения режимов могут раздражать). Однако, для меня расположение кнопок больших неудобств не вызвало, и так как я всегда выключаю камеру, укладывая ее в сумку, проблем с самопроизвольными нажатиями у меня тоже не возникло. Однако при выборе камеры стоит обратить на эти кнопки внимание: есть люди, которые с ними вряд ли смогут ужиться.


Камера Sony F717, вид сбоку, корпус повернут для съемки с нижней точки.


Камера Coolpix 5700, вид сбоку с убранным объективом. На этом «боку» камеры располагаются основные разъемы, спрятанные под резиновой заглушкой.


Сверху — разъем для подключения внешнего источника питания 8.4В (приобретается отдельно), слева — разъем для подключения телевизора (аудио-видео), снизу — разъем USB для подключения к компьютеру (или подключения приобретаемого отдельно проводного пульта дистанционного управления MC-EU1).


Боковые органы управления камерой Sony F717:
переключатель ручной/автоматической фокусировки
качелька управления зуммированием (зуммирование осуществляется плавно, скорость зуммирования пропорциональна силе нажатия — полная противоположность грубому зуммированию камеры Nikon)
кнопка блокировки экспозиции
кнопка переключения между интегральным и точечным замером экспозиции (кнопка имеет выступ для идентификации)
кнопка переключения предустановок баланса белого (автоматический, дневной свет, «облачно», флуоресцентное освещение, лампы накаливания)
кнопка замера баланса белого по снимку белого листа
Стоит отметить, что боковые кнопки F717 углублены в корпус, что уменьшает вероятность случайных нажатий, и при этом легко нажимаются рукой. Кроме того, расположение кнопок и выступ на кнопке экспозамера позволяют управлять камерой, не глядя на эти кнопки, так как наощупь легко распознать, какую кнопку следует нажать.


Боковые кнопки управления камеры Nikon Coolpix 5700:
кнопка изменения режимов работы вспышки, при нажатии и вращении управляющего колеса изменяет чувствительность ISO
кнопка управления качеством (степенью сжатия) снимков (возможны 3 степени сжатия для JPEG: Basic, Normal, Fine и режим записи без сжатия: TIFF или RAW, что выбирается в меню камеры). При удержании кнопки и вращении управляющего колеса происходит изменение размера сохраняемого снимка (от 640х480 до максимального)
кнопка блокировки экспозиции и/или фокусировки
кнопка переключения режимов фокусировки и включения таймера автоспуска (бесконечность, макро, таймер, макро с таймером). При удержании кнопки в нажатом состоянии и вращении управляющего колеса производится ручная настройка на резкость (увеличения зоны наводки камера не производит, поэтому ручная наводка может быть выполнена лишь весьма приблизительно)


С правой стороны блока объектива камеры Sony располагается дополнительный разъем «ACC» для подключения согласованной вспышки и разъем USB для подключения камеры к компьютеру.


USB разъем камеры Sony F717.


«Батарейно-флэшечный» отсек камеры Sony F717. Почему конструкторы Sony во многих камерах совмещают аккумуляторный отсек с отсеком со слотом карты памяти, я, конечно, не знаю. Могу лишь предположить, что форма карты Memory Stick, действительно, лучше всего сочетается с формой литиевой аккумуляторной батареи (карта имеет большую длину, и, конечно, конструктивно выгодно располагать ее в месте, где находится такой же глубины аккумулятор). Да и любителям вытаскивать флэш-карты во время записи на них снимков придется туго: ведь при открывании батарейного отсека, отключается питание камеры, так как аккумулятор прижимается к своим контактам крышкой этого отсека.


Обязательная принадлежность камер Sony — кнопка Reset. Нет, конечно, в качестве операционной системы камеры используется не Windows (хотя звук при включении камера издает весьма похожий). Дело в том, что, как любое сложное микропроцессорное устройство, цифровая камера может «зависнуть». У большинства камер в таком случае понадобится вытаскивать аккумулятор, чтобы произвести «холодный рестарт». Так как отключение аккумулятора при включенной камере может нанести ущерб файловой системе на флэш-карте и, возможно, еще каким-либо внутренностям, Sony решила перестраховаться и установить кнопку сброса. Что, в общем, правильно — ведь камера все-таки не сервер.


Отсек для флэш-карты камеры Nikon. Камера совместима как с Compact Flash type I, так и с более энергоемкими Compact Flash type II (среди которых наиболее яркий представитель — IBM microdrive). Однако, в связи с постоянным падением цен на память Compact Flash, микровинчестеры сильно сдали свои позиции.


Сравним емкость аккумуляторов:
Nikon: 7.4В, 0.68А = 5,0ВА (гарантируется 90 минут работы при включенном дисплее и использовании вспышки для трети снимков)
Sony: 7.2В, 1180мА = 8,5ВА (гарантируется 205 минут работы при аналогичных условиях съемки)
Разница в емкости составляет 70%, поэтому, если владельцы камеры Sony F717 довольствуются единственным аккумулятором, который заряжается непосредственно в камере (блок питания поставляется в комплекте), многие владельцы Coolpix 5700 вынуждены покупать еще 1-2 запасных аккумулятора. Внешнее зарядное устройство для аккумуляторов CP5700 поставляется в комплекте с камерой.
Так как при тестировании камер, как правило, делается примерно одинаковое количество кадров каждой из камер в примерно равных условиях (в том числе и при съемке со вспышкой), можно добавить собственную статистику: как правило, когда Nikon Coolpix 5700 отказывался работать из-за разряженного аккумулятора, камера Sony F717 бодро сообщала о возможности работать в течении 50-75 минут (эти цифры не стоит воспринимать буквально, но разница в емкости, тем не менее, оказалась ощутимой).


Камера Sony F717, вид снизу. Камера имеет металлическое штативное гнездо с фиксатором, расположенное на объективном блоке, что обеспечивает хорошую балансировку камеры относительно ее центра тяжести. Также близость штативного гнезда к объективу камеры позволяет получать лучшие результаты при съемке (и сшивке) панорам.


Штативное гнездо камеры Coolpix 5700 традиционно расположено на днище камеры. Гнездо также выполнено из металла, но его расположение не претендует на нахождение близко к центру тяжести камеры (правда, и тяжесть камеры CP5700 меньше, чем у F717).


Встроенная вспышка камеры F717 позволяет освещать объекты, находящиеся на расстоянии от 0.5 до 5м (ведущее число GN=10 метров).
Камера Sony позволяет устанавливать и несистемные вспышки. При этом рекомендуется работа либо в режиме приоритета диафрагмы (что означает включение медленной синхронизации), либо в полностью ручном режиме. Конечно, в этом случае желательно использовать автоматическую вспышку и устанавливать одинаковые значения диафрагмы как на вспышке, так и на камере. Конечно, в этом случае, в отличии от согласованного режима работы, область замера датчика вспышки может сильно отличаться от угла зрения объектива, что может приводить к грубым ошибкам в определении экспозиции. Камера была протестирована со вспышкой Unomat B24TAC с хорошими результатами, однако эту вспышку для постоянной работы с камерой Sony F717 рекомендовать нельзя: вспышка имеет высокое напряжение на синхроконтактах (около 150В), что может оказаться опасным для электроники камеры.
Полностью согласованные вспышки должны подключаться к разъему ACC на корпусе камеры (например, единственная согласованная вспышка от Sony -HVL F1000, имеющая ведущее число GN=28 метров, подключается именно так). В этом случае точная экспозиция гарантируется замером по предвспышке, и камера может работать с согласованными вспышками в любых режимах (в том числе и в программном автоматическом). Согласованность декларируется для вспышек Promaster 5550 DX и Promaster 5750 DX (http://www.promaster.com/flashes.html), однако их высокая цена ($350 и $400 соответственно) вряд ли окажется приемлемой для владельца Sony F717. В качестве автоматической несогласованной можно порекомендовать вспышку Metz Mecablitz 34 CS-2 digital, которая имеет низкое напряжение на синхроконтакте.


Подсветка автофокуса камеры F717 позволяет камере фокусироваться в полной темноте на гладкой поверхности, то есть, подсветка сделана именно так, как и должна. В одной из статей я приводил рисунок из вертикальных линий, который проецирует вспышка Metz 40MZ-3, а также рисунки, которые можно получить при использовании простенькой лазерной указки (для камер, не имеющих собственной подсветки автофокуса, или имеющих подсветку, которая просто светит лампочкой, но не проецирует рисунок). Подсветка фирмы Sony, по сути, является развитием идеи с лазерной указкой с «правильной» насадкой (за счет насадки и формируется рисунок на объекте). Странно, что такое простое решение практически никем не было реализовано (что привело к появлению фотографов-умельцев, у которых к цифровым камерам были скотчем примотаны китайские лазерные указки). Свое «революционное» решение Sony решила назвать скромно: «Hologram AF», то есть, «Голографический автофокус». Конечно, к голографии подсветка автофокуса никакого отношения не имеет, но, тем не менее, работает лучше большинства подсветок компактных камер (и не уступает по качеству лазерной указке с правильно подобранной насадкой).


С камерой Nikon CP5700 можно использовать практически любые внешние вспышки Nikon: рекомендуются вспышки серии DX (SB28DX, SB80DX, SB50DX) для работы с замером по предвспышке (я не проверял такую возможность и сомневаюсь, что камера, не имеющая информационного канала обмена с внешней вспышкой, сможет поддерживать замер по предвспышке). Также подойдут любые системные вспышки Nikon (SB26, SB27 и т.п.) для работы в псевдо-TTL режиме (датчик отраженного света находится под встроенной вспышкой камеры Coolpix 5700). Кроме того, можно использовать любые внешние автоматические вспышки с напряжением на синхроконтакте, не превышающем 30В. Например, вполне подойдет вышеупомянутая Metz Mecablitz 34 CS-2 digital. Камера работает и со вспышкой Unomat B24TAC, однако высоковольтные вспышки желательно использовать через специальные адаптеры, понижающие напряжение на синхроконтакте. Также была проверена работа системной вспышки Metz 40MZ-3 со SCA-адаптером SCA 3402-M для зеркальных камер Nikon (не совсем удачная из-за постоянно горящей подсветки автофокуса и невозможности полного подъема встроенной вспышки, на которой находится датчик отраженного света — спасает только автоматический режим вспышки по заранее выбранной диафрагме с использованием собственного датчика отраженного света вспышки).


Электронный видоискатель камеры Sony обрамлен удобным резиновым наглазником и имеет возможность коррекции по зрению. Видоискатель имеет разрешение 180,000 пикселов.


Коррекция по зрению (-4…+1 дптр) имеется и у электронного видоискателя камеры Nikon (180,000 пикселов).


Объектив камеры Sony F717 имеет гордую надпись Carl Zeiss, что, хотя и не позволяет быть уверенным в Zeiss’овском происхождении объектива (так как такая же гордая надпись присутствовала на объективах, разработанных Canon и установленных на камерах S70, S75, S85), но позволяет надеяться на высокое качество оптики. Диапазон изменений фокусного расстояния объектива 5-кратный, от 9.7 до 48.5мм (что, пожалуй, является пределом для бескомпромиссно качественных объективов), светосила очень велика: f/2.0-f/2.4.
Над объективом расположены два светодиода инфракрасной подсветки (для съемки в темноте или использования камеры в качестве прибора ночного видения и съемки). Справа от объектива находится лазерный светодиод с насадкой, проецирующей изображение диагональной решетки, служащий для помощи автофокусировке при слабом освещении.


Объектив камеры Nikon Coolpix 5700 в «свернутом» состоянии. Почему-то Nikon скромно умолчал о фокусных расстояниях, и, главное, светосиле объектива, которые традиционно гравируются на внешнем ободе всех виденных мною объективов Nikon. По части зуммирования объектив очень неплох: он обеспечивает 8-кратное изменение фокусного расстояния от 8.9 до 71.2мм. Со светосилой, увы, результаты оказались гораздо скромнее: f/2.8-4.2 (что было бы отличным результатом для пленочного кадра, но не для матрицы размером менее 1см по длинной стороне). Кроме того, диапазон диафрагмирования объектива оказался очень небольшим: при максимальном фокусном расстоянии он составляет f/4.2-f/7.4 (чуть более полутора ступеней), и лишь при минимальном фокусном расстоянии диапазон вполне достаточен: f/2.8-f/8.0 (три ступени).


Объектив камеры Sony F717 крупным планом.


Объектив камеры Nikon CP5700 крупным планом.
Как видно из снимков, конструкции объективов Sony и Nikon значительно различаются.

Далее: Зрелые плоды периода застоя. Sony F717 против Nikon Coolpix 5700. Часть 2

Источник