Слон или кит? Или второй «блин» от Fujifilm.

Введение
Уходящий год порадовал многих: как любителей, так и профессионалов невиданным снижением цен на зеркальные цифровые камеры одновременно с ощутимым улучшением качества получаемых с их помощью изображений. Почти одновременно ведущими игроками были выпущены новые 6Мп камеры:

Nikon D100, 3110х2040 (6.3Мп) ПЗС матрица Sony 23.4х15.6мм, размер ячейки 7.8х7.8мкм,

Canon D60, 3152х2068 (6.5Мп) КМОП матрица 22.7х15.1мм, размер ячейки 7.4х7.4мкм,

Fujifilm S2 Pro, 2192х2944 (6.5Мп) ПЗС матрица 23.0х15.5мм по технологии Super CCD III, площадь ячейки соответствует площади 7.4х7.4мкм.

Также объявила о выпуске своей цифровой «зеркалки» Sigma:
Sigma SD9, трехслойная 2268х1512х3 (3.5Мп х3) КМОП матрица 20.7х13.8мм Foveon, размер Х3 ячейки 9х9мкм.
В результате такой конкуренции цены на 6Мп зеркалки перешагнули психологический барьер в $2000 (D100, SD9), тем самым приблизившись к ценам верхних моделей цифровых компактных камер. Что, конечно, способствует переходу владельцев пленочных зеркальных камер (в первую очередь — владельцев камер с совместимыми с новыми DSLR байонетами) на цифровые технологии получения и обработки изображения.

Тем не менее, вопрос «цифра или пленка» (напоминающий детскую загадку, не имеющую ответа: «кто сильнее — слон или кит») для очень многих имеет только одно решение, которое мне очень часто приходится слышать: для получения качественных фотографий (особенно если речь идет о печати выставочных форматов) пригодны только пленочные камеры, а «цифровики» нужны только репортерам для большей оперативности, компьютерным «фанатам» (как новый вид периферии), тинейджерам и деловым людям в качестве красивой «погремушки».
Действительно, мы уже привыкли, что фотографический процесс прочно обосновался на трех китах (негатив, слайд и бумажный отпечаток), и трудно поверить, что один цифровой «слон» может справиться с задачами получения качественного изображения ничуть не хуже.

Такому отношению к ЦФК много причин, попытаюсь назвать наиболее частые (в порядке убывания важности), применительно к российской действительности:
низкий уровень компьютеризации: для обработки, демонстрации и хранения снимков, сделанных при помощи ЦФК, необходим персональный компьютер, который, увы, присутствует далеко не в каждой семье;

высокая стоимость цифровых камер, и запредельная (до последнего времени) — цифровых зеркальных камер со сменной оптикой;

невысокое качество фотографий, получаемое при помощи компактных ЦФК: большинство фотографов, попробовав поснимать относительно дешевой цифровой компактной камерой (при том, что ЦФК, как правило, дороже, чем пленочная зеркалка, которой они сейчас снимают), сделали для себя неутешительные выводы в отношении цифровой технологии (низкое разрешение, высокий уровень шумов, низкая скорость и высокое энергопотребление);

отсутствие сервиса по печати фотографий во многих регионах, либо высокая стоимость печати цифровых снимков. Например, отпечаток любительского формата 10х15 с негативной фотопленки в СПб стоит 2-3 рубля, стоимость такого же отпечатка с цифрового носителя (зачастую — в этом же минилабе, на этой же машине) составляет от 7 до 33 рублей. Стоимость печати в домашних условиях на струйном фотопринтере оказывается, как правило, не дешевле (если не экономить на расходных материалах и качестве отпечатка), да и времени отнимает немало.
Фотографы смотрят в сторону «цифры», как правило, не потому, что она лучше или хуже пленочной фотографии. Дело в том, что развитие цветной фотографии и широкое распространение минифотолабораторий («минилабов») практически свели на «нет» фотолюбительство: возможность собственноручной коррекции и печати фотографий, сохранения на отпечатке авторского видения. Ведь приемов работы с негативом (одних только рецептов проявителей для различных ситуаций) и приемов ручной печати существует не меньше, чем плагинов для Adobe Photoshop, и зачастую обидно бывает, глядя на плоды автоматической печати, что эти умения оказались недоступны и невостребованы. О простейших операциях, таких как кадрирование снимка, тонирование черно-белого отпечатка, даже о правильной экспозиции при печати нестандартного негатива (например, при съемке в «высоком ключе») при автоматической печати можно забыть. Либо придется завязывать знакомства с работниками лабораторий, дополнительно поощрять их за следование Вашим указаниям, делать контрольные отпечатки (которые также надо оплачивать)… что вызывает дискомфорт (да и не каждый снимок хочется демонстрировать работникам лаборатории) и не прибавляет желания заниматься фотографией. Наверное, эти проблемы знакомы многим, особенно, если целью съемки была не простая регистрация действительности для семейного альбома.
Поэтому многие выбрали для себя третий путь, сканируя пленочные снимки, обрабатывая их на домашнем компьютере и печатая на фотопринтере или в цифровой минилаборатории. До последнего времени это был наиболее доступный способ получения качественных авторских отпечатков.

Возможно, сейчас у «гибридной» технологии появился достойный конкурент: любительский класс цифровых зеркальных камер. Конкурент не только по возможностям, но и по стоимости: например, цена комплекта пленочной камеры Nikon F80, качественного пленочного сканера Nikon CoolScan 4000ED и нескольких десятков роликов 35мм пленки вполне сопоставимы по цене с цифровым Nikon D100.

Данный обзор посвящен цифровой камере Fujifilm S2 Pro, принадлежащей к любительскому классу цифровых «зеркалок». Камера продается, начиная с июля 2002 года. К сожалению, в России она представлена слабо, вероятно, «благодаря» нерасторопности российского представительства Fujifilm, которое обещает начать поставки этой камеры только в ноябре ( так как написание обзора длилось достаточно долго и еще дольше обзор верстался, то не удивляйтесь, дорогие, читатели, встречая в обзоре «устаревшие» даты. — прим. ред.). Кроме объективного (и субъективного) тестирования камеры, я постараюсь помочь ответить на вопрос: достиг ли уровень цифровых технологий получения изображения пленочных высот (в первую очередь, с точки зрения разрешающей способности и фотошироты), и надо ли ждать появления 11-14 и более мегапиксельных камер, чтобы сделать свой собственный выбор. Обзор отнял неожиданно много времени (август-ноябрь), надеюсь, что задержка с его выходом будет частично скомпенсирована количеством и качеством материала.

Камера Fujifilm S2 Pro построена на базе популярной пленочной зеркальной камеры Nikon F80, которая является «верхней» в линейке любительских камер Nikon, занимая промежуточное место между любительскими и профессиональными пленочными зеркальными камерами. Поэтому и сравнивать цифровые технологии с пленочными мы будем при помощи этих двух камер. Причем основной упор при сравнении будет сделан на разрешающую способность и фотошироту, получаемые в рамках галогеносеребряной и цифровой технологий.

Предыдущая модель от Fujifilm, камера S1 Pro, была построена на базе любительской «зеркалки» начального уровня — Nikon F60, что сильно ограничивало возможности фотографа и плохо сочеталось со словом «Pro» в названии камеры. Например, как бы Вам понравилась кратчайшая выдержка 1/2000c в совокупности с минимальной чуствительностью ISO 320? Отсутствие точечного замера экспозиции, контроля глубины резкости, 3D замер, работающий только без вспышки? Автофокусировка только по центральной точке? Несовместимость камеры с профессиональной AF-S оптикой со встроенным волновым мотором и с VR оптикой с подавлением вибраций? Учитывая стоимость цифровой «зеркалки» — как минимум вдвое дороже «топовой» репортерской модели Nikon F5, такое количество нереализованных функций не могло привлечь к ней профессиональных фотографов, да и многих любителей отпугивало.

Кроме того, в первой модели Fujifilm допустила несколько досадных промахов при разработке программного обеспечения, например, S1 Pro не умела сохранять снятые кадры в формате RAW (что, с учетом повышенной контрастности при формировании файлов JPEG/TIFF существенно ограничивало фотошироту камеры).

В результате всего этого, уровень продаж камеры S1 Pro оказался ниже, чем ожидалось, и в модели S2 Pro Fujifilm сделала все возможное, чтобы избежать повторения «первого блина». Похоже, что в этот раз камера ей удалась.
Внешний вид и характеристики


Nikon F80. Для демонстрации внешнего вида камер я специально поставил на них украинский Арсат 50/1.4 — он не только меньше «родных» объективов заслоняет фасады камер, но и придает благородства их виду собственной металлической конструкцией образца 70-х годов.


Fujifilm S2 PRo. Все органы управления базовой камеры F80 сохранены и оставлены на своих местах, снизу к базовой F80 добавлен цифровой блок с отсеком питания элементами АА. На передней панели камеры находятся: главное управляющее колесо, мощная «фара» подсветки для помощи автофокусу (отключается в пользовательских настройках — во избежание неприятностей (например, при съемке в театре) лучше первым делом ее отключить, чувствительность системы автофокуса S2Pro, как и ее прототипа F80, настолько высока, что позволяет в большинстве ситуаций наводиться и без дополнительной подсветки). Рядом с «фарой» находится кнопка контроля глубины резкости (репитера диафрагма), а по другую сторону байонета расположены: переключатель режима фокусировки (AF-S, AF-C, Manual) и кнопка разблокировки байонета для смены объектива. Fujifilm не забыла и о такой «мелочи», как напоминание, что на ее камеру ставятся объективы Nikon. Что, разумеется, придает дополнительный вес этому «body» — особенно в глазах «никонистов» (то есть, людей, снимающих зеркальными камерами Nikon и имеющих для них некоторый запас объективов и различных принадлежностей).


На верхней панели камеры F80 расположены выключатель питания со спусковой кнопкой (имеющей стандартную резьбу для тросика — подходит даже тросик от отечественного «Зенита»), кнопки общей экспокоррекции и экспокоррекции для вспышки (как встроенной, так и внешней), ЖКИ дисплей и кнопка включения его подсветки. На пентапризме располагается «горячий башмак» для внешней системной вспышки, слева (для снимающего) расположен диск выбора режимов съемки (ручной режим, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, программный режим, режим установки чувствительности пленки, режим изменения настроек пользователя). С этим диском совмещен фиксируемый дополнительной кнопкой переключатель между съемкой одиночных кадров, съемкой серии и съемкой с наложением изображения на один и тот же кадр (мультиэкспозиция, при этом отключается перемотка пленки).


Верхняя панель камеры S2 Pro практически повторяет панель F80. Кнопка подсветка ЖКИ включает как зеленую подсветку верхнего дисплея, так и оранжевую для контекстно-зависимого ЖКИ на задней панели. Конструкторы S2 решили не отставать от прототипа и оставили возможность мультиэкспозиции. Конечно, для ее реализации камере приходится самой складывать два снимка в один, используя для каждого прозрачность 50% — то есть, получается полная иллюзия пленочной мультиэкспозиции. При этом данная возможность работает даже при съемке в RAW формате. К серийной съемке разработчики подошли не менее серьезно и оснастили камеру съемочным буфером на 7 снимков, независимо от режима съемки (что встречается довольно редко). В результате камера позволяет снять серию до 7 кадров не только в формате JPEG, но и в более «тяжелом» RAW (12Мбайт/снимок) и даже в TIFF (36МБайт/снимок). Скорость съемки составляет до 2 кадров/с в режимах с пониженным разрешением (менее 6Мп) и 1.75 кадра/с при съемке с 6 или 12Мп разрешением, как в Jpeg, так и в RAW. Не рекордная, но для большинства ситуаций вполне достаточная.


Диск выбора режимов съемки, совмещенный с переключателем серийной съемки, мультиэкспозиции и автоспуском (задержка автоспуска может быть изменена Настройками Пользователя на 5, 10, 15 или 20 секунд).


Нижняя часть камеры F80. Здесь располагается крышка батарейного отсека (камера питается от двух литиевых элементов CR/DL-123) и металлическое штативное гнездо.


Нижняя часть S2 Pro полностью идентична F80, оставлено даже питание аналоговой части камеры от литиевых элементов. Более того, к камере почти подходит батарейный отсек Nikon MB60, предназначенный для замены дорогих литиевых батарей четырьмя элементами типа «АА», проблема лишь в том, что днище S2 Pro шире, чем у F80, и для установки питающего отсека придется спиливать бортики, сделанные в расчете на более тонкую F80. Получается не очень эстетично — портить новую (и не такую уж дешевую — около $60) вещь. Хотя, энтузиастов это не останавливает. Стоит заметить, что камера S2 Pro вполне может обходиться без литиевых батарей вообще, переключаясь в этом случае на «цифровое» питание от четырех элементов АА, единственное неудобство — при отсутствии литиевых элементов не будет работать встроенная вспышка (что в большинстве случаев проблем не создает).


Задняя панель камеры F80. Здесь расположены: пленочное окошко для забывчивых, кнопки включения брекетинга и переключения режимов вспышки, корректор видоискателя по зрению, кнопка блокировки экспозиции/фокуса, совмещенная с переключателем режимов замера экспозиции, дополнительное управляющее колесо, джойпэд для выбора одной из пяти возможных точек фокусировки, переключатель одноточечной/динамической фокусировки.


На задней панели камеры S2 Pro кроме органов управления аналоговой частью расположены все органы управления цифрового блока.

Это кнопки дополнительного, «цифрового» ЖКИ, контекстно-зависимые кнопки управления (на ЖКИ отображается текущее значение кнопки, расположенной под ним), кнопка «Func» для выбора одного из трех возможных экранов на ЖКИ (то есть, четыре контекстно-зависимые кнопки заменяют собой до 12 обычных кнопок), кнопка «Play» для отображения снимков и переключения функций отображения (масштабирование или скроллинг), TFT дисплей (имеющий съемную полупрозрачную защитную крышку) для просмотра снимков и редко используемых настроек (например, Настроек Пользователя). Справа находятся кнопка «Menu/OK» для вызова меню и подтверждения выбора и кнопка «Back», служащая, как правило, для отмены действия.

Из аналоговых органов управления на задней панели расположены: кнопки включения брекетинга и переключения режимов вспышки, корректор видоискателя по зрению (-1.8…+0.8 дптр, с возможностью установки корректирующих линз от -5дптр до +3дптр), кнопка блокировки экспозиции/фокуса, совмещенная с переключателем режимов замера экспозиции (3D матричный 10 сегментный, центровзвешенный с 80% приоритетом замера по 12мм окружности и точечный — 2% кадра), дополнительное управляющее колесо (с помощью Настроек Пользователя его функции основного и дополнительного колес могут быть взаимно изменены) и джойпэд для выбора точки фокусировки.

Кроме того, существуют отличия от прототипа и в аналоговой части:
джойпэд увеличенного, по сравнению с F80, размера, скорее всего был взят от старшей модели — F100, кроме того, он имеет блокирующее кольцо для предотвращения случайных нажатий;

за ненадобностью отсутствует пленочное окно;

переключатель режима «широкой» зоны автофокуса переместился в цифровые настройки контекстно-зависимыми кнопками.

«Цифровой» ЖКИ на задней панели имеет приятную оранжевую подсветку, включаемую совместно с подсветкой «аналогового» ЖКИ. TFT дисплей со снятой защитной крышкой имеет высокую яркость и четкость (1.8″, 110тыс. пикселов). Поскольку камера зеркальная, и практически все время ПЗС матрица закрыта зеркалом, направляющим изображение в видоискатель, то дисплей принципиально не может использоваться для наблюдения за объектом. Стоит отметить, что камера работает в режиме приоритета съемки, и выход из режима просмотра снимков или настроек производится моментально при поджатии спусковой кнопки.


Под крышкой в нижней части задней панели находятся слоты для карт памяти Compact Flash type II (в него могут быть установлены как обычные карты Compact Flash type I, так и микровинчестеры производства IBM) и традиционный для Fujifilm слот для карт памяти SmartMedia (похоже, этот тип карт памяти, так и не перешагнувший по емкости предела в 128Мб, приказал долго жить и в новых разработках Fujifilm будет заменен на слоты новой разработки — xD флэш-карт). Тем не менее, наличие двух слотов может оказаться хорошим подспорьем как для тех, кто имеет уже некоторый запас карт подобного типа, так и для обеспечения бесперебойной съемки ответственных сюжетов: две карты всегда лучше, чем одна.


Камера S2 Pro имеет яркий и четкий зеркальный видоискатель (размеры поля изображения уменьшены в 1.5 раза по сравнению с F80 для выкадровки центральной части по размеру используемой в камере ПЗС матрицы). Так же, как у F80 (и D100), есть возможность включения в видоискателе сетки с помощью Настроек Пользователя (что часто требуется при съемке архитектуры и помогает не «заваливать» линию горизонта при пейзажной съемке. Также отображается активная точка фокусировки (по центру кадра на снимке). Отображается приоритетная зона центровзвешенного замера (12мм кружок в центре кадра) и зона точечного замера, совпадающая с центральной точкой фокусировки. Как и у родственных камер, в S2 Pro используется система автофокусировки с одним крестовым датчиком (в центре) и четырьмя горизонтальными датчиками, имеющими более низкую чувствительность.
В нижней части видоискателя отображается съемочная информация: выдержка, диафрагма, режим съемки (на снимке установлен режим приоритета диафрагмы), готовность автофокуса (этот же сигнал помогает при настройке резкости вручную — практически с любыми объективами, кроме зеркально-линзовых, имеющих светосилу не менее f/5.6), тип замера (включен точечный замер), точка фокусировки, присутствие экспокоррекции как основной, так и вспышечной (при нажатии на кнопку экспокоррекции отображается ее величина), в ручном режиме (при использовании объектива с собственным процессором) отображается аналоговая шкала экспозиций и уровень отклонения выбранной экспозиции от рекомендуемого экспонометром камеры значения.


Камера F80 без объектива. Так выглядит байонет Nikon F. К сожалению, разработчики F80 (видимо, чтобы эта весьма функционально насыщенная камера не создавала конкуренции профессиональным моделям) сделали эту камеру лишь частично совместимой со старой оптикой, не имеющей встроенного процессора (которая до сих пор используется многими профессионалами ввиду высоких оптических характеристик). Дело в том, что экспозамер и фокусировку камеры традиционно производят при полностью открытой диафрагме, при этом новые объективы D- и G- серий, имеющие процессор, сообщают об установленной диафрагме через электрические контакты, а старые объективы сообщали об этом механически. Камера F80 лишена поводка для считывания значения диафрагмы механических объективов, и, следовательно, экспонометр камеры, не зная, какая диафрагма установлена, отказывается работать вообще. Поэтому со старой «родной» оптикой, а также с киевской механической для камер Киев-19, Киев-20, отечественными “Зенитарами” с байонетом «Н» и с М42 объективами, установленными через переходники на резьбу М42, камеру можно использовать только в ручном режиме с внешним экспонометром. Единственное исключение: ТТЛ замер будет работать с любыми объективами при работе вспышки в режиме простого ТТЛ (OTF замер по отраженному от пленки свету). Режим 3D заполняющей вспышки с оценочной предвспышкой возможен только при использовании современных объективов.


Байонет у камеры S2 Pro такой же, как у F80, электрические контакты для сопряжения объективов с камерой находятся в верхней части байонета и хорошо видны.
Камера (как и Nikon D100) унаследовала от F80 ограничения на использование объективов, не имеющих встроенного процессора (учитывая, что байонет Nikon существует достаточно давно, не удивительно, что новые камеры не могут полностью использовать свои возможности с оптикой, выпущенной многие годы назад). Функциональность камеры ограничена:
— со всеми объективами и насадками, не имеющими встроенного процессора: AI-S, AI, зеркально-линзовыми, PC-Nikkor, Medical-Nikkor 120/4, AI-S/AI телеконвертерами, мехом для макросъемки PB-6, удлинительными кольцами PK-11A, PK-12, PK-13 и PN-11 экспонометр камеры не будет работать вообще (кроме упомянутого ТТЛ-замера при работе вспышки).
— с объективами AF Nikkor, имеющими встроенный процессор, но не «D» или «G» типов, с объективами AI-P Nikkor не будет работать 3D замер (ограничение мощности вспышки за счет передачи в камеру расстояния фокусировки).
— с объективами AF-S, AF-I, AF Nikkor серий «D» или «G», S2Pro (как и F80 и D100) позволяет снимать в любых возможных режимах (однако регулировка диафрагмы разрешена только с корпуса камеры, кольцо установки диафрагм для объективов серий AF-S, AF-I, AF D должно быть зафиксировано на максимальном значении).
Мне кажется, что будет полезно ознакомиться со списком объективов, которые запрещено использовать с камерой (так как это может привести к поломке либо камеры, либо объектива):
телеконвертор TC-16A
объективы 400mm f/4.5, 600mm f/5.6, 800mm f/8, 120mm f/11 с фокусировочным модулем AU-1
объектив 21mm f/4 (старого типа)
кольца K1, K2, удлинительные кольца PK-1, PK-11, кольца BR-2, BR-4
объектив ED 180-600mm f/8 с серийными номерами №174041-174180
объектив ED 360-1200mm f/11 с серийными номерами №174031-174127
объектив 200-600mm f/9.5 №280001-300490
объективы 80mm f/2.8, 200mm f/3.5 и телеконвертор TC-16 для F3AF
объектив PC 28mm f/4 с серийными номерами ниже 180900
объектив PC 35mm f/2.8 №851001-906200
объектив PC 35mm f/3.5 старого образца
зеркальный объектив 1000mm f/6.3 старого образца
зеркальный объектив 1000mm f/11 №142361-143000
зеркальный объектив 2000mm f/11 №200111-200310
Скорее всего, в инструкции к камерам F80 и D100 приведен точно такой же список.

Поэтому, если Вы — владелец такой камеры, или собираетесь ее приобрести и при этом любите посещать комиссионные фотомагазины, советую данный список распечатать, чтобы не попасть впросак и не купить вещь, которая никогда не пригодится. К сожалению, в этом списке отсутствует огромное количество старой и очень старой оптики, выпущенной сторонними производителями, а также некоторое количество отечественных объективов. Что касается отечественной оптики, могу сразу предупредить, что зеркально-линзовый Рубинар 500/5.6 на эту камеру (а также на большинство камер, имеющих выступающую вперед встроенную вспышку) не встанет (во всяком случае, без удлинительного кольца), а Рубинар 500/8 становится без проблем. Кроме того, с большинством даже советской оптики (кроме зеркально-линзовых объективов и при светосиле не хуже f/5.6) будет работать «электронный дальномер» камеры, облегчая ручную наводку на резкость — даже с резьбовыми объективами, установленными через переходник.

Один из больших плюсов камеры S2 Pro — инженеры Fujifilm сумели реализовать вспышечный ТТЛ замер по отраженному от матрицы свету — благодаря свойствам SuperCCD. Этот привычный для пленочных камер режим до сих пор не доступен ни в одной известной мне цифровой камере: его нет ни у Nikon D100, ни у Canon D60, он отсутствует даже в профессиональных Nikon D1X/D1H. Именно по причине невозможности замера отраженного от ПЗС матрицы света, Nikon для своих цифровых зеркальных камер пришлось «изобретать» DX режим замера по предвспышке, без контроля во время экспозиции и в срочном порядке выпускать новые вспышки с индексом DX. Для тех, у кого есть зеркальная камера Nikon, но вспышка не имеет этих заветных букв, есть приятная новость: S2 Pro полностью совместима с любыми согласованными вспышками Nikon: SB-11, SB-14, SB-22(s), SB-20, SB-16, SB-15, SB-23, SB-29, SB-21B, SB-24, SB-25, SB-26, SB-27, SB-28, SB-28DX, SB-50DX.

При использовании вспышек SB-25, SB-26, SB-27, SB-28DX с объективами типов «D» или «G» доступен режим трехмерной сбалансированной заполняющей вспышки, при использовании объективов с процессором серий отличных от «D» или «G» может использоваться режим мультисенсорной сбалансированной заполняющей вспышки, с объективами, не имеющими встроенного процессора (или с перечисленными в режиме точечного замера), может использоваться стандартный ТТЛ режим работы вспышек.


Камера S2 Pro с поднятым зеркалом (включен режим доступа к ПЗС матрице для ее очистки), для этого необходимо запитать камеру от внешнего источника (5В, 2А). Необходимость периодической очистки матрицы от пыли — пожалуй, главный недостаток современных цифровых зеркальных камер. Те, кто печатал (или продолжает печатать) фотографии в «темной комнате», наверняка знают, насколько пыль вездесуща, и как с ее появлением тяжело бороться. Утешает лишь то, что пылинки, осевшие на защитном стекле перед матрицей, как правило, становятся заметными на снимках лишь при сильном диафрагмировании объектива.


SuperCCD матрица камеры S2 Pro крупным планом. Вообще-то, лучше всегда держать камеру защищенной объективом или специальной крышечкой — если только Вы не собираетесь чистить матрицу. Но зрелище того стоит….


Фотопленки, участвовавшие в тестировании (съемка камерой Nikon F80). Как и камера S2 Pro, пленки произведены компанией Fujifilm.

Негативная фотопленка Superia Reala имеет высокую фотошироту, свойственную любительским фотопленкам, точную цветопередачу и высокую разрешающую способность, позволяющие использовать ее в профессиональных целях. Можно разглядеть надпись на упаковке «Our Sharpest Film… Lifelike color» (Наша самая резкая пленка… Жизненные цвета). Пленка имеет четыре слоя, что, как обещают разработчики, позволяет ей «видеть» мир так же, как видит его человеческий глаз.

Позитивная фотопленка Provia 100F — гордость компании Fujifilm благодаря сверхмелкому зерну, которое удалось получить при чувствительности ISO 100 (гранулярность этой пленки ниже, чем гранулярность очень популярной Fuji Velvia, имеющей чувствительность ISO 50). Пленка относится к профессиональному классу.


На левой боковой стенке камеры расположены разъемы для подключения:
синхроконтакта для студийных вспышек стандарта ISO 519, такой контакт отсутствует у F80 (и у D100), так как считается принадлежностью камер более высокого класса (например, он имеется у D1X), синхроконтакт имеет защитную крышечку
источника внешнего питания (5В, 2А)
телевизионного НЧ видеовыхода
USB 1.1 для подключения к компьютеру для считывания снимков
FireWire, или IEEE1394, для тех же целей (но при многократно более высокой скорости), а также для управления камерой и съемки при помощи компьютера с почти мгновенным получением на компьютере результатов. Таким интерфейсом оснащаются только профессиональные камеры высшей ценовой категории, например, Nikon D1X. Стоит заметить, что программное обеспечение для съемки при помощи компьютера входит в состав продукта под названием Hyper Utility или HS-S2 и поставляется в комплекте с камерой бесплатно только при продажах на территории США. Жителям остальных регионов придется за этот продукт заплатить около $200 (то есть, такую же примерно сумму, как за аналогичный по функциям Nikon Capture, предназначенный для камер класса D1X). В состав Hyper Utility входит полнофункциональный 16-разрядный «EX» конвертор RAW файлов (в версии Fujifilm имеют расширение .RAF), при стандартной комплектации поставляется только упрощенный конвертор «LE», конвертирующий RAW в 8-разрядные TIFF файлы без возможности внести какие-либо коррекции и с качеством, сравнимым с файлами, сделанными камерой при съемке в форматы TIFF или JPEG.


ЖКИ на верхней панели камеры — наследие от пленочной F80. Показывает выдержку, диафрагму, включенную экспокоррекцию (как общую, так и вспышечную), выбранную точку фокусировки и уровень заряда литиевых батарей (или основных, пальчиковых батарей — при отсутствии в отсеке литиевых элементов). Имеет зеленую подсветку, включающуюся нажатием на рядом расположенную кнопку и выключающуюся либо повторным нажатием, либо нажатием на спусковую кнопку.


«Цифровой» ЖКИ в обычном состоянии показывает выбранную чувствительность, дату, время, прогнозируемое количество оставшихся кадров, тип используемой в данный момент флэш-памяти (SmartMedia или CompactFlash), уровень разряда пальчиковых элементов аккумуляторов. Между контекстно-зависимыми кнопками и джойпэдом находится микрофон для записи комментариев к отснятым кадрам (до 30 секунд на кадр).


При нажатии на кнопку «Func» на этом дисплее отображаются текущие назначения для кнопок, расположенных под дисплеем, нажимая «Func» повторно, можно выбрать одну из трех «раскладок». На снимке активирован выбор из предустановки баланса белого (установлен автоматический баланс, возможен выбор из автоматического баланса, предустановленных значений для дневного солнечного освещения, облачности, ламп накаливания, трех настроек для флуоресцентных ламп и двух пользовательских предустановок по белому листу), динамической области фокусировки, качества сохранения снимков (RAW, TIFF, два уровня сжатия в JPEG — сейчас установлен режим Fine — минимальное сжатие) и разрешения (по длинной стороне кадра — сейчас установлено 3024 пиксела, возможные значения — 1440, 2304, 3024 и 4256 пикселов).


При следующем нажатии на кнопку «Func» станут возможны регулировки тоновой кривой (нормальный, пониженный и повышенный контраст), насыщенности (нормальная, пониженная, повышенная насыщенность и черно-белая съемка), уровня повышения контурной резкости (нормальный, повышенный и выключен) и режим блокировки настроек от случайного изменения. При просмотре снимков с помощью этого ЖКИ и многофункциональных кнопок можно посмотреть гистограммы снимков (в том числе и поканально), удалить либо защитить от удаления снимок, а с помощью кнопки «Func» посмотреть параметры съемки (ISO, выдержка, диафрагма, настройки камеры). Этими же кнопками выполняются многие дополнительные функции: запись голосовых комментариев (до 30с) к снимкам, превью снимков без записи на флэш-карту, мультиэкспозиция на один кадр и т.п.


По данным Fujifilm, пальчиковых NiMH аккумуляторов емкостью 1700мА достаточно для съемки 600 кадров на компакт-флэш память (SmartMedia или CompactFlash type I) или до 420 кадров на IBM microdrive.

«Цифровой» батарейный отсек очень похож на батарейный отсек питающего блока MB-60 (возможно, даже кассеты подойдут к S2 Pro, что позволит не тратить время на перезарядку в кассету батарей, заменяя всю кассету целиком).


Батарейный отсек имеет удобный металлический замок, установка камеры на штативе не препятствует замене элементов питания.


Внутри батарейный отсек имеет металлический каркас, из чего сделан внутренний каркас камеры, без ее разборки понять не удалось.


По данным Fujifilm, комплекта литиевых аккумуляторов CR-123 должно хватить на 1000 кадров при 50% использовании встроенной вспышки. Как показывает практика, использование оптики со встроенным ультразвуковым (Silent Wave) мотором может серьезно уменьшить эту цифру. При отсутствии в отсеке литиевых батарей камера переключается на питание от элементов АА, что примерно в 1.5 раза сокращает их время работы.


Если извлечь литиевые элементы, становится видно датчик отсутствия батарей, переключающий питание камеры на пальчиковые аккумуляторы и отключающий встроенную вспышку.


Встроенная вспышка Fujifilm S2 Pro ничем не отличается от вспышки камер F80 и D100. Встроенная вспышка имеет ведущее число GN=12 метров для ISO 100 и может работать в режиме 3D заполняющей вспышки, мультисенсорной заполняющей вспышки и простой ТТЛ вспышки — в зависимости от используемых объективов и настроек камеры. Как и любая другая встроенная вспышка, она расположена довольно близко к оптической оси объектива, что способствует появлению эффекта «красных глаз», «дальнобойность» (при использовании ставшего почти стандартным для зеркальных камер с байонетом Nikon объектива Nikkor AF-S 24-85/3.5-4.5G) составляет не более 2.5м при чувствительности ISO 100, или до 5м при чувствительности ISO 400. Кроме того, близкое расположение к объективу и малый размер создают не слишком приятный световой рисунок (глубокие проваленные тени) — поэтому я считаю покупку внешней вспышки для этой камеры практически обязательным условием получения качественных снимков. Тем более, что S2 Pro позволяет использовать не только фирменные вспышки, но и вспышки независимых производителей, таких как Metz, Cullmann и т.д.

Кратчайшая выдержка синхронизации со вспышкой у камеры S2 Pro составляет 1/125с — столько же, как и у прототипа — камеры F80 (эта выдержка определяется кратчайшим временем полного открытия ламелей затвора). Это — далеко не рекордный результат и, наверняка, найдутся съемочные ситуации, требующие подсветки вспышкой, при которых такая кратчайшая выдержка может оказаться слишком длинной. Понимая это, Nikon пошел на маленькую хитрость: за счет того, что линейный размер матрицы в 1.5 раза меньше размера пленочного кадра, в камере D100 разрешена кратчайшая выдержка синхронизации 1/180с. Что немного облегчает съемку сложных сюжетов. Поскольку размер матриц камер S2 Pro и D100 практически одинаков, а ламельный затвор они обе унаследовали от F80, то при желании в ручном режиме можно установить выдержку 1/180c и при этом снимать со вспышкой, получая раскрытие ламелей затвора, превышающее размер матрицы при этой выдержке. Однако, увы, в ручном режиме будет работать только ТТЛ-автоматика вспышки, а экспозицию для кадра придется подбирать вручную, или переходить для измерения экспозиции в один из полуавтоматических режимов. Я надеюсь, что эту возможность Fujifilm все-таки возьмет на вооружение при выпуске новых версий программного обеспечения для своей камеры и разрешит использовать выдержку синхронизации 1/180с при съемке в автоматических режимах.

Основные технически данные камеры Fujifilm S2 Pro

 Количество эффективных пикселов 6.17 миллионов
 ПЗС-матрица SuperCCD, 23.0х15.5мм, общее количество пикселов 6.49 миллионов
 Разрешение выходного изображения 4256х2848, 3024х2016, 2304х1536, 1440х960 с максимальным количеством пикселов 12.12 миллионов при использовании обработки сигнала
 Чувствительность Эквивалентна ISO 100, 160, 200, 400, 800, 1600
 Форматы сохранения изображения Изображения: совместимы со стандартом DCF.
Форматы без сжатия: EXIF v.2.2 TIFF-RGB (36Мб), DPOF совместимый, формат CCD-RAW (12Мб).
Форматы со сжатием: EXIF v.2.2 JPEG (до 3-5Мб), DPOF совместимый.
Аудио форматы: EXIF v.2.2 стандартные wav-файлы
 Типы используемых носителей информации Слот 1: SmartMedia 3.3В
Слот 2: Microdrive (CompactFlash type II). Некоторые типы флэш-карт могут не работать должным образом.
 LCD монитор 1.8″, 110 тыс. пикселов, низкотемпературная цветная активная ЖК панель (при просмотре отображается примерно 100% кадра)» Тип байонета Nikon F, сопряженный с автофокусом и AF контактами
 Сменные объективы Все объективы типа AF D, AF G, AF-S, остальные типы — с ограничениями
 Фокусное расстояние Примерно в 1.5 раза больше, чем номинальное фокусное расстояния объектива (в пересчете на 35мм кадр)
 Видоискатель Зеркальный видоискатель (с пентапризмой) и встроенной коррекцией по зрению. Видимое поле изображения примерно 93% по вертикали и 95% по горизонтали кадра
 Фокусировка Автофокус, заобъективная, с фазовым детектированием, имеет дополнительную лампу подсветки автофокуса.
 Следящий фокус S (одноразовая следящая фокусировка), «С» (непрерывная следящая фокусировка), «М» — ручной фокус» Зоны фокусировки 1 зона фокусировки с возможностью выбора из 5 зон
 Режимы зон автофокусировки Одиночная зона фокусировки, динамическая фокусировка (с приоритетом ближайшего объекта и динамическим переключением зон фокусировки)
 Блокировка фокуса Кнопка AE/AF Lock. Также может быть активизирована полунажатием спусковой кнопки в режиме одиночной фокусировки.
 Режимы замера экспозиции Замер ТТЛ при полностью открытой диафрагме выбирается из трех режимов замера (с учетом ограничений для некоторых типов объективов): трехмерный 10-зонный матричный замер, центровзвешенный замер, точечный замер.
 Режимы экспозиции P: мультипрограммный автоматический (доступно гибкое изменение программы сдвигом пары выдержка-диафрагма), A: приоритет диафрагмы, S: приоритет выдержки, M: ручной режим
 Режимы съемки Одиночный, серийная съемка (до 7 кадров), автоспуск (задержка 2, 5, 10, 10сек.), мультиэкспозиция
 Экспокоррекция +-3 ступени с шагом 1/2 ступени
 Автоматический брекетинг  До 3 кадров -2..+2 ступени с шагом 1/2 ступени
 Блокировка экспозиции Кнопка AE/AF Lock, может быть запрограммирована отдельно для блокировки экспозиции и для включения/отключения блокировки одним нажатием без удержания
 Встроенная вспышка Поднимается вручную. Ведущее число 12м (при ISO 100)
Минимальная выдержка синхронизации: 1/125c
Режимы синхронизации: Синхронизация по первой шторке, «медленная» синхронизация, синхронизация по второй шторке, режим подавления эффекта «красных глаз», режим подавления эффекта «красных глаз» совместно с режимом «медленной» синхронизации. » Затвор Электронно-управляемый затвор в фокальной плоскости с вертикальным перемещением ламелей
 Диапазон выдержек затвора От 30с до 1/4000с, B (может быть запрещена Настройками Пользователя)
 Баланс белого Автоматический, Солнечно, Съемка в тени, Флуоресцентная лампа 1, Флуоресцентная лампа 2, Флуоресцентная лампа 3, Лампы накаливания, две настройки пользователя по белому листу.
 Качественные настройки изображения Насыщенность, Тон (контраст), Резкость
 Башмак для внешней вспышки Горячий башмак (с синхроконтактом, контактами сигнала готовности вспышки, контактами сигнала остановки для управления импульсом внешней ТТЛ-вспышки, контактами управления и контроля и контактом «земля»). » Синхротерминал Укомплектована синхроконтактом по стандарту ISO 519
 Дистанционный спуск Гнездо для механического «тросика» в спусковой кнопке» Отображение информации Дисплей видоискателя, панель верхнего дисплея, панель заднего дисплея
 Проверка батарей Проверка уровня разряда батарей производится для литиевых элементов CR-123 и пальчиковых АА элементов. В случае отсутствия литиевых батарей осуществляется контроль за уровнем разряда только элементов типа АА.
Уровни измерения: 3 уровня (полный заряд, пониженный заряд, низкий уровень). В случае недостаточного для работы заряда литиевых или АА элементов, в течение 3 секунд показывается предупреждение, после чего камера отключается.
 Автоматическое отключение питания Выключено, 15 сек., 2 мин., 5 мин., (запрещено, если камера подключена к компьютеру).
 Входные/выходные разъемы 
 Видеовыход Для подключения видеовыхода к телевизору (кабель в комплекте)
 IEEE 1394 Для подключения 4-х штырькового IEEE1394 кабеля (в комплекте) к компьютеру для обмена данными с компьютером и фотографирования с помощью компьютера
 USB Для соединения с компьютером посредством USB кабеля (в комплекте) для обмена данными с компьютером
 DC in Для подключения внешнего источника питания AC-5VH/AC-5VHS
   
 Источники питания Литиевые батареи CR-123
батареи размера АА (алкалиновые или никель-металгидридные)
внешний источник питания AC-5VH/AC-5VHC
 Условия эксплуатации Температура от 0 до +40 градусов Цельсия
Влажность — не более 80% (без образования конденсата)
 Размеры 141.5х131х79.5мм (без объектива и дополнительных аксессуаров)
 Вес 760 гр. (без объектива, батарей и аксессуаров)

Далее: Часть 2

Источник