В погоне за TITAN X – в отрыве от 980: обзор и тестирование NVIDIA GeForce GTX 980 Ti

Когда осенью 2014 года компания NVIDIA анонсировала видеокарту GeForce GTX 980 на энергоэффективном графическом процессоре GM204 архитектуры Maxwell 2.0, ни у кого не оставалось сомнений, что именно на этой архитектуре в скором времени будет выпущен флагманский GPU и более мощная видеокарта. Однако конкурент в лице AMD совершенно отказывался по-настоящему конкурировать и всё тянул с выпуском новых моделей своих графических процессоров и видеокарт. Поэтому прежде чем выпустить своего флагмана, NVIDIA решила «собрать сливки» с премиального сегмента и запустила в продажу GeForce GTX TITAN X 12 Гбайт стоимостью 999 долларов США.

Тем не менее, опережая заявившую об анонсе Fiji на предстоящей выставке Computex 2015 компанию AMD, NVIDIA-таки представила долгожданную GeForce GTX 980 Ti на графическом процессоре GM200. Нет сомнений, что именно данной модели видеокарты и предстоит носить гордое звание флагмана линейки вплоть до выпуска архитектуры «Pascal».


Её особенностям, оценке производительности, сравнению с другими высокопроизводительными видеокартами и прочим аспектам и посвящена сегодняшняя статья.
1. Обзор видеокарты NVIDIA GeForce GTX 980 Ti 6 Гбайт

технические характеристики и рекомендованная стоимость

Технические характеристики и стоимость видеокарты NVIDIA GeForce GTX 980 Ti приведены в таблице в сравнении с эталонными вариантами GeForce GTX TITAN X, GeForce GTX 980 и GeForce GTX 780 Ti.


* – в момент анонса.

Для российского рынка на GeForce GTX 980 Ti объявлена стоимость 39990 рублей. Разумеется, новинка в полной мере поддерживает API DirectX 12, а также все фирменные технологии NVIDIA, в числе которых Voxel Global Illumination (VXGI), G-SYNC, новые методы сглаживания, а также Virtual Reality.


Эталонная видеокарта была предоставлена нам без какой-либо упаковки, поэтому сразу переходим к особенностям её дизайна.

дизайн и особенности печатной платы

Дизайн новой NVIDIA GeForce GTX 980 Ti в эталонном исполнении совершенно не изменился в сравнении с GeForce GTX 980, разве что на корпусе системы охлаждения появились символы «Ti» и с обратной стороны печатной платы исчезла крышка.


«Перекочевала» с предыдущих моделей и надпись «GEFORCE GTX» на верхней грани кожуха, которая оснащена подсветкой.


Наращивая производительность, компания NVIDIA не наращивает размеры своих видеокарт, они по-прежнему составляют 267х100х39 мм. Весит новинка около килограмма.

Не претерпел изменений и набор видеовыходов: один DVI-I (Dual-Link), один HDMI версии 2.0 и три DisplayPort версии 1.2, совмещённые с решёткой для выброса нагретого воздуха за пределы корпуса системного блока.


Напомним, что решётка оптимизирована для снижения сопротивления воздушному потоку турбины и повышения эффективности охлаждения. Попросту говоря, разрежена треугольными отверстиями, нежели прежде выполненная в виде простых прорезей.

Не повысилась (теперь уже в сравнении с TITAN X) и предельная потребляемая мощность NVIDIA GeForce GTX 980 Ti, заявленная на отметке 250 ватт. Это на 85 ватт превышает максимальное потребление эталонной GeForce GTX 980. Для обеспечения дополнительного питания видеокарта оснащена одним шести- и одним восьмиконтактным разъёмами. Не исключаем, что оригинальные видеокарты будут оснащаться сразу парой восьмиконтактных разъёмов.


Рекомендованная мощность блока питания для системы с одной такой видеокартой должна составлять не менее 600 ватт. Традиционная пара разъёмов для SLI, размещённых на своих штатных местах, позволят организовать беспрецедентную по производительности систему из двух, трёх или сразу четырёх GeForce GTX 980 Ti (при наличии финансовых средств, разумеется).

Вряд ли кого удивит тот факт, что печатная плата GeForce GTX 980 Ti является копией эталонной платы GTX TITAN X.


Питание по-прежнему организовано по восьмифазной (6+2) схеме, которая построена с использованием силовых транзисторов DrMOS, усиленной дополнительными элементами на обратной стороне печатной платы.


Не изменился и управляющий питанием графического процессора контроллер – это хорошо известный нам NCP81174 производства ON Semiconductor.


В основу GeForce GTX 980 Ti лёг графический процессор GM200 площадью кристалла 601 кв. мм. GPU нашего экземпляра видеокарты выпущен на Тайване на 37 неделе 2014 года, то есть уже в первой половине сентября прошлого (!) года у NVIDIA были готовы такие чипы. Судя по маркировке, кристалл относится к ревизии А1, а полная маркировка графического процессора – GM200-310-A1 (у TITAN X – GM200-400-A1).


Состоящий из примерно 8 миллиардов транзисторов, этот графический процессор имеет 2816 универсальных процессоров, что всего на 8,3% меньше, чем у TITAN X, но сразу на 37,5% больше, чем у GeForce GTX 980. Число текстурных блоков в сравнении всё с тем же TITAN X соответственно сократилось со 192 до 176, а вот количество блоков растровых операций (ROPs) осталось прежним и равно 96. Каких-либо других отличий от графического процессора GeForce GTX TITAN X у новой GeForce GTX 980 Ti нет, включая подсистему работы GPU с памятью.

Что касается частот, то они и вовсе идентичны частотам GeForce GTX TITAN X: базовая частота GM200-310-A1 в 3D-режиме равна 1000 МГц, а в форсированном режиме частота может увеличиваться до 1076 МГц. В то же время, по данным мониторинга в пике нагрузки на нашей видеокарте она повышалась до 1189 МГц, что чуть-чуть выше фактической частоты эталонной GeForce GTX TITAN X (1177 МГц). При переходе в 2D-режим частота процессора снижается до 135 МГц с одновременным снижением напряжения с 1,187 В до 0,824 В (может изменяться для каждого конкретного экземпляра видеокарты).

Качество ASIC нашего экземпляра GPU оказалось очень низким и составляет всего 68,6%.


В отличие от NVIDIA GeForce GTX TITAN X, на борту которой есть сразу двенадцать гигабайт памяти, GeForce GTX 980 Ti оснащается вдвое меньшим объёмом памяти. Тем не менее, это на 50% больше, чем у обычной GeForce GTX 980. Микросхемы стандарта, конечно же, GDDR5 выпущены компанией SK Hynix (маркировка чипов H5GQ4H24MFR-R2C.


Теоретическая эффективная частота работы таких микросхем составляет 7000 МГц, на которых память видеокарты и функционирует (7012 МГц для перфекционистов). Пропускная способность видеопамяти GeForce GTX 980 Ti при 384-битной ширине шины обмена может достигать 336,6 Гбайт/сек, что также на 50% выше, чем у GeForce GTX 980 с её 256-битной шиной памяти.

Последняя доступная версия утилиты GPU-Z, вышедшая всего за 4 дня до официального анонса GeForce GTX 980 Ti, прекрасно знает характеристики новинки.


А вот считать BIOS новой GeForce GTX 980 Ti она ещё не способна, поэтому оставим его для следующих статей.

система охлаждения – эффективность и уровень шума

Система охлаждения видеокарты является копией кулеров эталонных версий GeForce GTX 780/780 Ti/980/TITAN с небольшими конструктивными изменениями под печатную плату. Напомним, что этот кулер состоит из испарительной камеры в основании, алюминиевого радиатора, металлической подложки с термопрокладками на микросхемы памяти и силовые элементы, а также радиального PWM-вентилятора с адаптивной регулировкой скорости вращения.


Вот как выглядит система охлаждения на печатной плате без кожуха и затем без радиатора графического процессора.


Основной радиатор с испарительной камерой в основании отвечает за охлаждение графического процессора, а дополнительный в задней части конструкции предназначен для тепловой «разгрузки» теплораспределительной пластины, контактирующей с микросхемами памяти и силовыми элементами видеокарты через термопрокладки.

Медное никелированное основание радиатора контактирует с графическим процессором через густую термопасту серого цвета с неизвестными характеристиками.


Радиальный вентилятор, установленный в задней части кулера, нагнетает воздух, прогоняя его сквозь плотные рёбра радиатора и выбрасывает наружу через отверстия в панели с выходами видеокарты.


Несомненным достоинством такого кулера является вывод всего нагретого воздуха за пределы корпуса системного блока, а недостатком – высокий уровень шума.


По данным мониторинга, скорость вращения вентилятора может автоматически регулироваться в диапазоне от 1020 до 4830 об/мин. Изменение скорости происходит очень плавно, даже в режиме ручной регулировки.

Для проверки температурного режима работы видеокарты NVIDIA GeForce GTX 980 Ti в качестве нагрузки мы использовали пять циклов теста весьма ресурсоёмкой игры Aliens vs. Predator (2010) при максимальном качестве графики в разрешении 2560х1440 пикселей с анизотропной фильтрацией уровня 16х и MSAA-сглаживанием степени 4x:


Для мониторинга температур и всех прочих параметров применялись программа MSI Afterburner версии 4.1.1 и утилита GPU-Z версии 0.8.3. Все тесты проводились в закрытом корпусе системного блока, конфигурацию которого вы сможете увидеть в следующем разделе статьи, при средней комнатной температуре 25,3 градусов Цельсия.

Сначала посмотрим на эффективность эталонного кулера NVIDIA GeForce GTX 980 Ti при автоматической регулировке скорости вентилятора.


Автоматический режим (1030-3160 об/мин)
Учитывая практически такие же характеристики, как и у GeForce GTX TITAN X, а также такую же систему охлаждения, не удивительно, что GeForce GTX 980 Ti в эталонном исполнении оказалась столь же горячей и шумной видеокартой. На втором цикле теста температура достигла 87 градусов Цельсия, а скорость вентилятора увеличилась с 1030 до 3000 об/мин. Далее скорость выросла ещё до 3160 об/мин, а температура стабилизировалась. Иными словами, при автоматической регулировке скорости вентилятора GeForce GTX 980 Ti является довольно горячей и в то же время шумной видеокартой.

Далее мы вручную увеличили скорость вентилятора до 3840 об/мин или 80% мощности.


80% мощности (3840 об/мин)
Как видим, это позволило снизить максимальную температуру графического процессора сразу на 10 градусов Цельсия, но шуметь при этом видеокарта стала ещё сильнее, как вы понимаете.

А вот если скорость вращения вентилятора кулера GeForce GTX 980 Ti выставить на максимальные 4800 об/мин, то удаётся добиться ещё семиградусного снижения температуры.


Максимальная скорость (4800 об/мин)
Это даёт нам все основания надеяться, что оригинальные модели видеокарт GeForce GTX 980 Ti с эффективными кулерами смогут обеспечить не только приемлемые температуры, но и комфортный уровень шума, как это было и есть с GeForce GTX 980.

оверклокерский потенциал

Учитывая весьма горячий нрав новой GeForce GTX 980 Ti, для проверки оверклокерского потенциала видеокарты мы вручную зафиксировали скорость её вентилятора на 77% мощности или примерно 3700 об/мин. За счёт этого без потери стабильности и появления искажений в изображении базовую частоту GPU нам удалось увеличить на 250 МГц или сразу на 25,0% относительно штатной. В свою очередь, эффективную частоту видеопамяти мы смогли повысить на 1140 МГц или на 16,3%, что вполне типично для этих микросхем.


Итоговые частоты нашей первой NVIDIA GeForce GTX 980 Ti после разгона составили 1250-1326/8152 МГц, что чуть выше, чем мы получили прежде на эталонной GeForce GTX TITAN X.


В 3D-режиме форсированная частота графического процессора разогнанной видеокарты достигала 1439 МГц, но чаще всего держалась у отметки 1427 МГц, что хорошо видно по графику мониторинга при тестировании температурного режима видеокарты.


77% мощности (~3700 об/мин)
При достигнутом разгоне и с такой скоростью турбины температуру графического процессора удалось удержать в пределах 82 градусов Цельсия, пусть уровень шума видеокарты и оставлял желать лучшего.

Вот такой вот получилась эталонная версия GeForce GTX 980 Ti. Теперь нам остаётся выяснить, сколько она уступает GeForce GTX TITAN X и на сколько опережает GeForce GTX 980, чем сейчас и займёмся.
2. Тестовая конфигурация, инструментарий и методика тестирования
Тестирование производительности видеокарт было проведено в закрытом корпусе на системе следующей конфигурации:
системная плата: ASUS Sabertooth X79 (Intel X79 Express, LGA2011, BIOS 4801 от 28.07.2014);
центральный процессор: Intel Core i7-3970X Extreme Edition 3,5/4,0 ГГц (Sandy Bridge-E, C2, 1,1 В, 6×256 Kбайт L2, 15 Мбайт L3);
система охлаждения CPU: Phanteks PH-TC14PЕ (2xCorsair AF140, 900 об/мин);
термоинтерфейс: ARCTIC MX-4;
видеокарты:

NVIDIA GeForce GTX TITAN X 12 Гбайт 1000-1076/7012 МГц;
NVIDIA GeForce GTX 980 Ti 6 Гбайт 1000-1076/7012 МГц и 1250-1326/8152 МГц;
Gainward GeForce GTX 980 Phantom 4 Гбайт 1203-1304/7200 МГц;
ASUS ROG Matrix GTX 780 Ti Platinum 3 Гбайт 1006-1072/7000 МГц;
Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC 4 Гбайт 1030/5600 МГц;
оперативная память: DDR3 4×8 Гбайт G.SKILL TridentX F3-2133C9Q-32GTX (XMP: 2133 МГц, 9-11-11-31, 1,6 В);
системный диск: Intel SSD 730 480GB (SATA-III, BIOS vL2010400);
диск для программ и игр: Western Digital VelociRaptor (SATA-II, 300 Гбайт, 10000 об/мин, 16 Мбайт, NCQ) в коробке Scythe Quiet Drive 3,5″;
архивный диск: Samsung Ecogreen F4 HD204UI (SATA-II, 2 Тбайт, 5400 об/мин, 32 Мбайт, NCQ);
звуковая карта: Auzen X-Fi HomeTheater HD;
корпус: Antec Twelve Hundred (передняя стенка – три Noiseblocker NB-Multiframe S-Series MF12-S2 на 1020 об/мин; задняя – два Noiseblocker NB-BlackSilentPRO PL-1 на 1020 об/мин; верхняя – штатный 200-мм вентилятор на 400 об/мин);
панель управления и мониторинга: Zalman ZM-MFC3;
блок питания: Corsair AX1500i Digital ATX (1500 Вт, 80 Plus Titanium), 140-мм вентилятор.
монитор: 27-дюймовый Samsung S27A850D (DVI-I, 2560х1440, 60 Гц).
Конечно же, новую видеокарту мы сравним с GeForce GTX TITAN X в эталонном исполнении, а также с предшествующей Ti-версией 780 – GeForce GTX 780 Ti в исполнении ASUS.


Кроме того, в тестирование включены Gainward GeForce GTX 980 Phantom и Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC.


Не стоит сетовать на отсутствие в тестах Radeon R9 290X, поскольку: это уже совсем другая ценовая категория; оригинальная видеокарта Sapphire ничуть не медленнее эталонной Radeon R9 290X. Все видеокарты, кроме GeForce GTX 980 Ti, тестировались только на своих номинальных частотах. Добавим, что значение «Power Limit» на всех видеокартах было выставлено на максимум.

Для снижения зависимости производительности видеокарт от скорости платформы 32-нм шестиядерный процессор при множителе 48, опорной частоте 100 МГц и активированной функции Load-Line Calibration был разогнан до 4,8 ГГц при повышении напряжения в BIOS материнской платы до 1,385 В.


Технология Hyper-Threading активирована. При этом 32 Гбайт оперативной памяти функционировали на частоте 2,133 ГГц с таймингами 9-11-11-20_CR1 при напряжении 1,6125 В.

Тестирование, начатое 26 мая 2015 года, было проведено под управлением операционной системы Microsoft Windows 7 Ultimate x64 SP1 со всеми критическими обновлениями на указанную дату и с установкой следующих драйверов:
чипсет материнской платы Intel Chipset Drivers – 10.0.27 WHQL от 08.05.2015;
библиотеки DirectX End-User Runtimes, дата выпуска – 30 ноября 2010 года;
драйверы видеокарт на графических процессорах NVIDIA – GeForce 352.90 WHQL от 13.05.2015.
драйверы видеокарт на графических процессорах AMD – AMD Catalyst 15.5 beta (14.502.1014.1001) от 29.05.2015.
Производительность видеокарт была проверена в двух разрешениях: 1920х1080 и 2560х1440 пикселей. Для тестов использовались два режима качества графики: Quality + AF16x – качество текстур в драйверах по умолчанию с включением анизотропной фильтрации уровня 16х и Quality + AF16x + MSAA 4х(8х) с включением анизотропной фильтрации уровня 16х и полноэкранного сглаживания степени 4x или 8x, в случаях, когда среднее число кадров в секунду оставалось достаточно высоким для комфортной игры. В отдельных играх, в силу специфики их игровых движков, были использованы иные алгоритмы сглаживания, что будет указано далее в методике и на диаграммах. Включение анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания выполнялось непосредственно в настройках игр. Если же данные настройки в играх отсутствовали, то параметры изменялись в панели управления драйверов Catalyst или GeForce. Там же была принудительно отключена вертикальная синхронизация (V-Sync). Кроме указанного, никаких дополнительных изменений в настройки драйверов не вносилось.

Видеокарты были протестированы в двух графических тестах и пятнадцати играх, обновлённых до последних версий на дату начала подготовки материала. Из новинок у нас появилась достаточно ресурсоёмкая DiRT Rally (вместо GRID Autosport), а из «старичков» мы исключили Sleeping Dogs, которую заменили тесты в новой Grand Theft Auto V. Вот как теперь выглядит список тестовых приложений (игры и далее результаты тестирования расположены в порядке их официального выхода):
3DMark (2013) (DirectX 9/11) – версия 1.5.893, тестирование в сценах Cloud Gate, Fire Strike, Fire Strike Extreme и Fire Strike Ultra;
Unigine Valley Bench (DirectX 11) – версия 1.0, максимальные настройки качества, AF16x и (или) MSAA 8x, разрешение 1920 х 1080 и 2560 х 1440 пикселей;
Hitman: Absolution (DirectX 11) – версия 1.0.447.0, встроенный тест при настройках качества графики на уровне Ultra, тесселяция, FXAA и глобальное освещение включены;
Crysis 3 (DirectX 11) – версия 1.2.0.1000, все настройки качества графики на максимум, степень размытости средняя, блики включены, режимы с FXAA и с MSAA 4x, двойной последовательный проход заскриптованной сцены из начала миссии Swamp продолжительностью 110 секунд;
Tomb Raider (2013) (DirectX 11) – версия 1.1.748.0, использовался Adrenaline Action Benchmark Tool, настройки качества на уровне Ultra, V-Synс отключён, режимы с FXAA и с SSAA 2x, технология TressFX активирована, двойной последовательный прогон встроенного в игру теста;
BioShock Infinite (DirectX 11) – версия 1.1.25.5165, использовался Adrenaline Action Benchmark Tool с настройками качества Ultra и Ultra+DOF, двойной прогон встроенного в игру теста;
Metro: Last Light (DirectX 11) – версия 1.0.0.15, использовался встроенный в игру тест, настройки качества графики и тесселяции на уровне Very High, технология Advanced PhysX включена, тесты с SSAA и без сглаживания, двойной последовательный прогон сцены D6;
Company of Heroes 2 (DirectX 11) – версия 3.0.0.17779, двойной последовательный прогон встроенного в игру теста при максимальных настройках качества графики и физических эффектов;
Batman: Arkham Origins (DirectX 11) – версия 1.0 (update 8), настройки качества на уровне Ultra, V-Synс отключён, все эффекты активированы, все функции DX11 Enhanced задействованы, Hardware Accelerated PhysX = Normal, двойной последовательный прогон встроенного в игру теста;
Battlefield 4 (DirectX 11) – версия 111433, все настройки качества графики на Ultra, двойной последовательный прогон заскриптованной сцены из начала миссии TASHGAR продолжительностью 110 секунд (для видеокарт на GPU AMD использовался API Mantle);
Thief (DirectX 11) – версия 1.7 build 4158.21, настройки качества графики на максимальный уровень, технологии Paralax Occlusion Mapping и Tessellation активированы, двойной последовательный прогон встроенного в игру бенчмарка (для видеокарт на GPU AMD использовался API Mantle);
Sniper Elite III (DirectX 11) – версия 1.15a, настройки качества на уровне Ultra, V-Synс отключён, тесселяция и все эффекты активированы, тесты с SSAA 4x и без сглаживания, двойной последовательный прогон встроенного в игру бенчмарка (для видеокарт на GPU AMD использовался API Mantle);
Middle-earth: Shadow of Mordor (DirectX 11) – build 1951.27, все настройки качества вручную выставлены на максимальный и Ultra-уровень, тесселяция и глубина резкости активированы, не менее двух последовательных прогон встроенного в игру бенчмарка;
Dragon Age: Inquisition (DirectX 11) – версия 1.0.0.0, максимальные настройки качества, коэффициент разрешения – 100, HBAO Full, тесты с MSAA 4x и без сглаживания, двойной последовательный проход встроенного в игру бенчмарка (для видеокарт на GPU AMD использовался API Mantle);
Total War: ATTILA (DirectX 11) – версия 1.2.1, настройки качества на уровне «Ультра», портреты 3D, неограниченная видеопамять отключена, V-Synс отключена, SSAA активировано, искажение активировано, виньетирование активировано, зона резкости активирована, двойной последовательный прогон встроенного в игру теста;
Grand Theft Auto V (DirectX 11) – build 350.1, настройки качества на уровне «Very High», игнорирование предложенных ограничений выключено, V-Synс отключена, FXAA активировано, NVIDIA TXAA выключено, MSAA для отражений выключено, мягкие тени NVIDIA/AMD, не менее двух последовательных прогонов встроенного в игру теста;
DiRT Rally (DirectX 11) – версия 0.4.106.3472, использовался встроенный в игру тест на трассе «Okutama», настройки качества графики на максимальный уровень по всем пунктам, тесты с MSAA 8x и без сглаживания.
Если в играх реализована возможность фиксации минимального числа кадров в секунду, то оно также отражалось на диаграммах. Каждый тест проводился дважды, за окончательный результат принималось лучшее из двух полученных значений, но только в случае, если разница между ними не превышала 1%. Если отклонения прогонов тестов превышали 1%, то тестирование повторялось ещё как минимум один раз, чтобы получить достоверный результат.
3. Результаты тестов производительности и их анализ
На диаграммах результаты тестирования видеокарты NVIDIA GeForce GTX 980 Ti отражены тёмно-бирюзовый гаммой, а для выделения результатов трёх остальных видеокарт на графических процессорах NVIDIA мы выбрали светло-зелёный цвет заливки. В свою очередь, показатели единственной сегодня видеокарты на графическом процессоре AMD отражены на диаграммах привычным данному производителю красным цветом. Отметим, что в каждом режиме качества на диаграммах результаты тестов видеокарт отсортированы сверху-вниз в порядке убывания их стоимости.

Изучение и анализ результатов начнём с известных полусинтетических бенчмарков.

3DMark (2013)


Во всех тестовых сценах 3DMark расстановка сил одинакова, отличаются лишь полученные баллы и разрывы в процентах. Так, новая GeForce GTX 980 Ti в номинальном режиме работы идёт с заметным опережением оригинальной GeForce GTX 980 и одновременно вплотную к GeForce GTX TITAN X. Максимальное преимущество, которое удаётся достичь TITAN X, составляет всего 3,4%. Согласитесь, это не та разница, которая существует в рекомендованных ценах двух этих видеокарт? Разгон GeForce GTX 980 Ti легко выводит её на первое место среди других участников тестирования. Конечно же, TITAN X также разгоняется, что мы и сделали в предыдущей статье.

Unigine Valley Bench

Столь же уверенно проявляет себя NVIDIA GeForce GTX 980 Ti и в тесте Unigine Valley.


Несмотря на тот факт, что Gainward GeForce GTX 980 Phantom является одной из самых быстрых версий GTX 980, для эталонной GeForce GTX 980 Ti она не составляет серьёзной конкуренции, отставая на 13,8-26,1%. Крайне близка GeForce GTX 980 Ti и к GeForce GTX TITAN X, а при разгоне не просто легко опережает, но и уходит в отрыв от неё.

На очереди игровые тесты.

Hitman: Absolution

В игре Hitman: Absolution тестируемые сегодня видеокарты можно сравнить только в ресурсоёмких режимах с использованием сглаживания.


И здесь производительность новой GeForce GTX 980 Ti оказалась максимально близка к флагманской GeForce GTX TITAN X на номинальных частотах. Разогнав только что анонсированную видеокарту, можно увеличить её производительность на величину вплоть до 20% и оставить позади видеокарту стоимостью 1000 долларов США. Что касается сравнения с Gainward GeForce GTX 980 Phantom, то и здесь новинка, понятное дело, не подкачала, опередив оригинальную модель на 25%. О сравнении с очень быстрой в своём классе Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC говорить не приходится, как с точки зрения производительности, так и стоимости этих видеокарт. Справедливости ради, оригинальная Radeon R9 290 в этой игре дала бой как ASUS ROG Matrix GTX 780 Ti Platinum, так и Gainward GeForce GTX 980 Phantom.

Crysis 3

В игре Crysis 3 история повторяется.


Разница с GeForce GTX TITAN X вновь едва заметна, а превосходство над Gainward GeForce GTX 980 Phantom в процентном отношении такое же, как и в предыдущей игре. Разгон GeForce GTX 980 Ti вновь приносит ей дополнительные 18-20% и выводит производительность однопроцессорных видеокарт на недостижимый прежде уровень.

Tomb Raider (2013)

Великолепно проявляет себя GeForce GTX 980 Ti и в игре Tomb Raider.


На одинаковых частотах более мощный графический процессор GeForce GTX TITAN X приносит ей 2,8-4,2% преимущество над GeForce GTX 980 Ti, и это, с учётом разницы в стоимости, несомненный успех новинки. Мощно выступает референсная GeForce GTX 980 Ti и на фоне оригинальной Gainward GeForce GTX 980 Phantom, а AMD, судя по результатам Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC, нужно нарастить производительность Radeon Fury примерно на 60%, чтобы выйти на уровень производительности GeForce GTX 980 Ti. Не простая задача, прямо скажем.

BioShock Infinite

Результаты BioShock Infinite примечательны тем, что NVIDIA, наконец-то, в новых драйверах удалось исправить проблему с очень низким минимальным FPS во встроенном тесте игры. Теперь победу удаётся одержать и по этому весьма важному слагаемому результатов.


В целом расстановка сил не изменилась в сравнении с предыдущими играми. GeForce GTX 980 Ti целиком и полностью оправдывает возложенные на неё надежды.

Metro: Last Light

В игре Metro: Last Light у нас традиционно две диаграммы: с активированной Advanced PhysX и без неё.


По большому счёту, в обоих случаях результаты отличаются только в части показателей Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC, а остальные видеокарты демонстрируют идентичное соотношение сил для обоих режимов тестирования. Разница в производительности между GeForce GTX TITAN X и GeForce GTX 980 Ti мизерна, а преимущество последней над оригинальной Gainward GeForce GTX 980 Phantom скромнее, чем в четырёх предыдущих играх и составляет 12-13%. Зато прирост производительности GeForce GTX 980 Ti от разгона вновь не подкачал и находится на уровне 16-22%, в зависимости от режима качества и разрешения.

Company of Heroes 2

Встроенный в игру Company of Heroes 2 бенчмарк принёс нам довольно необычные результаты.


GeForce GTX 980 Ti по-прежнему близка к GeForce GTX TITAN X в номинальном режиме работы, однако Company of Heroes 2 оказалась первой и единственной игрой, где разгон GTX 980 Ti не приносит ей серьёзного преимущества над TITAN X. Лишь в режиме с использованием сглаживания разрешения 1920х1080 пикселей мы можем наблюдать хорошую отдачу от повышения частота, а в трёх остальных режимах тестирования этого не происходит. Зато саму по себе быструю Gainward GeForce GTX 980 Phantom удаётся опережать на величину вплоть до 17%, а преимущество над Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC может достигать 34%, что уже нельзя не заметить и в игровом процессе в том числе.

Batman: Arkham Origins

Результаты, полученные в игре Batman: Arkham Origins, не выбиваются из общего ряда – здесь можно увидеть всё ту же расстановку сил, как и в большинстве предыдущих игр.

Battlefield 4

Battlefield 4 отличилась тем, что в наиболее ресурсоёмких режимах качества GeForce GTX 980 Ti прибавляет при разгоне не менее 20% производительности, а на номинальных частотах отстаёт от GeForce GTX TITAN X считанные проценты.


Преимущество новинки над оригинальной Gainward GeForce GTX 980 Phantom составляет здесь 21-24%, то есть эталонную GeForce GTX 980 анонсированная сегодня видеокарта будет опережать сразу на 27-30%, а то и больше.

Thief

Благодаря поддержке API Mantle, Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC удаётся на равных бороться с ASUS ROG Matrix GTX 780 Ti Platinum, но другие видеокарты на графических процессорах NVIDIA, включая новую GeForce GTX 980 Ti, ей не по зубам.


В сравнении GeForce GTX 980 Ti и GeForce GTX TITAN X побеждает последняя, но с минимальным преимуществом, которое с серьёзным запасом перекрывается разгоном.

Sniper Elite III

Не изменяется общая картина тестирования и в игре Sniper Elite III.


При этом отметим, что производительность новой NVIDIA GeForce GTX 980 Ti в режимах с использованием сглаживания SSAA 4.0 совершенно не лишняя.

Middle-earth: Shadow of Mordor

Очень сильной выглядит разогнанная GeForce GTX 980 Ti в тесте игры Middle-earth: Shadow of Mordor.


Впрочем, и не разогнанная она тоже весьма впечатляет по производительности, уступая GeForce GTX TITAN X не более 3,5% и опережая оригинальную Gainward GeForce GTX 980 Phantom на 18-21%.

Dragon Age: Inquisition

Такую же картину мы можем наблюдать и в тесты игры Dragon Age: Inquisition.

Total War: ATTILA

Тесты видеокарты в Total War: ATTILA показательны с точки зрения требований игры к объёму видеопамяти.


Если в самом лёгком графическом режиме отставание Gainward GeForce GTX 980 Phantom и ASUS ROG Matrix GTX 780 Ti Platinum от GeForce GTX 980 Ti и GeForce GTX TITAN X не слишком большое, то при включении сглаживания и одновременном увеличении разрешения оно существенно возрастает и достигает 100%. При этом разницы между GeForce GTX 980 Ti и GeForce GTX TITAN X вовсе нет.

Grand Theft Auto V

Очень ресурсоёмкая Grand Theft Auto V при максимальных настройках качества также предельно требовательна к объёму видеопамяти, однако даже минимальных 3 Гбайт (у ASUS ROG Matrix GTX 780 Ti Platinum) для нашего тестирования хватило. При этом мы можем наблюдать вполне типичную расстановку сил в контексте сегодняшнего тестирования.

DiRT Rally

Так как DiRT Rally включена в наши тесты впервые, то приведём все настройки, при которых сегодня и далее нами будут тестироваться видеокарты.


Ну, а теперь результаты тестирования.


И снова у нас типичные результаты без неожиданностей.

Дополним построенные диаграммы итоговой таблицей с результатами тестов с выведенными средним и минимальным значением числа кадров в секунду по каждой видеокарте.


Переходим к сводным диаграммам.
4. Сводные диаграммы
Первую пару сводных диаграмм мы отвели под сравнение новой NVIDIA GeForce GTX 980 Ti c NVIDIA GeForce GTX TITAN X на номинальных частотах, которые у этих моделей видеокарт одинаковы. То есть, фактически, мы оценим разницу в производительности графических процессоров, поскольку о сравнении вдвое отличающегося объёма видеопамяти в наших тестовых условиях речи быть не может. За начальную точку отсчёта на диаграммах приняты результаты выпущенной ранее TITAN X, а показатели новинки отложены в процентах от неё. Вот что у нас получилось:


Производительность новой GeForce GTX 980 Ti действительно получилась очень и очень близка к GeForce GTX TITAN X, что наверняка порадует тех пользователей, которые решила подождать сразу после выхода TITAN X и сэкономить. Они, прямо скажем, не прогадали. Максимальная разница между этими видеокартами у нас сложилась в игре DiRT Rally, где она достигает 7%, но это лишь выходящий из ряда вон случай. В среднем по всем играм отставание GeForce GTX 980 Ti от TITAN X составляет 2,4% в разрешении 1920х1080 пикселей и 2,9-3,4% в разрешении 2560х1440 пикселей. При этом отметим, что в разрешении 4K преимущество двенадцатигигабайтной TITAN X может быть заметнее (если всё ещё будет хватать её производительности для комфортной игры).

Теперь оценим преимущество в скорости GeForce GTX 980 Ti над GeForce GTX 980. Однако здесь необходимо помнить, что по объективным причинам GeForce GTX 980 в наших тестах представлена очень быстрой версией Gainward Phantom, которая сама опережает эталонную GeForce GTX 980 на 5-6%, которые можно смело добавить и к преимуществу GeForce GTX 980 Ti на диаграммах


Отмечаем стабильный прирост производительности практически во всех играх. И чем более ресурсоёмкий режим используется, тем увереннее выигрывает GeForce GTX 980 Ti. Пусть необходимость наличия шести гигабайт памяти против четырёх подчёркивает только Total War: ATTILA, на перспективу это очень неплохой запас. Будь реализована возможность точного тестирования в новом The Witcher 3: Wild Hunt, уверен, мы бы увидели не менее впечатляющую разницу в пользу GeForce GTX 980 Ti. В среднем по всем играм эталонная GeForce GTX 980 Ti быстрее оригинальной Gainward GeForce GTX 980 Phantom на 13,5-21,6% в разрешении 1920х1080 пикселей и на 19,5-25,3% в разрешении 2560х1440 пикселей.

Не менее интересным, на наш взгляд, будет сравнение GeForce GTX 980 Ti c GeForce GTX 780 Ti, правда здесь также нужно оговориться, что версия GTX 780 Ti в исполнении ASUS является одной из самых быстрых на рынке и опережала эталонную GeForce GTX 780 Ti на 7-8%. Тем не менее, и её новинка разгромила без особого труда.


Суммарное преимущество GeForce GTX 980 Ti в скорости составляет 22,6-32,1%, а с учётом задела ASUS ROG Matrix GTX 780 Ti Platinum над эталонной GeForce GTX 780 Ti оно вплотную приближается к 40%.

Четвёртой парой сводных диаграмм будет сравнение эталонной GeForce GTX 980 Ti и Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC. Мы прекрасно понимаем, что за рекомендованную стоимость GeForce GTX 980 Ti можно купить две таких, как Sapphire, видеокарты, и ещё на скромный SSD останется. Но данное сравнение ценно тем, что поможет примерно представить, на сколько должна вырасти производительность AMD Radeon Fury в сравнении с нынешним Radeon R9 290X, чтобы достичь уровня видеокарт на GM200.


Да, задача перед AMD стоит непростая, ведь в среднем по всем играм GeForce GTX 980 Ti опережает оригинальную Radeon R9 290, которая ничуть не уступает эталонной Radeon R9 290X, на 41,4-44,7% в разрешении 1920х1080 пикселей и на 45,9-49,4% в разрешении 2560х1440 пикселей. Сможет ли Radeon Fury переломить ситуацию и каких денег это будет стоить, мы совсем скоро узнаем, а пока на лаврах самой быстрой однопроцессорной видеокарты будет почивать именно NVIDIA GeForce GTX 980 Ti.

Сколько прибавляет при разгоне NVIDIA GeForce GTX 980 Ti, мы узнаем по последней паре сводных диаграмм. Напомним, что графический процессор видеокарты мы разогнали на 25,0%, а частоту видеопамяти увеличили на 16,3%.


Разгон новой видеокарты принёс прирост производительности 14,2-18,2% в разрешении 1920х1080 пикселей и 16,9-19,3% в разрешении 2560х1440 пикселей. С учётом этого, очень интересным будет появление оригинальных видеокарт и их оверклокерский потенциал.
6. Энергопотребление
Измерение уровня энергопотребления проводилось с помощью блока питания Corsair AX1500i через интерфейс Corsair Link. Он измеряет энергопотребление всей системы в целом без учёта монитора. Измерение было проведено в 2D-режиме при обычной работе в Microsoft Word или интернет-сёрфинге, а также в 3D-режиме. В последнем случае нагрузка создавалась с помощью четырёх последовательных циклов вступительной сцены уровня Swamp из игры Crysis 3 в разрешении 2560х1440 пикселей при максимальных настройках качества графики, но без использования MSAA. Отметим, что после замены материнской платы в тестовой системе суммарный уровень энергопотребления в нагрузке вырос.

Давайте сравним уровень энергопотребления систем с протестированными сегодня видеокартами.


Итак, система с эталонной NVIDIA GeForce GTX 980 Ti в пике нагрузки потребляет на 69 ватт больше, чем точно такая же конфигурация с Gainward GeForce GTX 980 Phantom, но одновременно на 36 ватт меньше, чем с GeForce GTX TITAN X. При этом вариант с Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC практически столь же «прожорлив», как и с эталонной GeForce GTX 980 Ti, а если установить в систему ASUS ROG Matrix GTX 780 Ti Platinum, то уровень энергопотребления возрастает на 14 ватт. Иными словами, можно сказать, что при существенном приросте производительности NVIDIA удалось сохранить энергопотребление GeForce GTX 980 Ti на том же уровне, как и у GeForce GTX 780 Ti. Разгон GeForce GTX 980 Ti увеличивает уровень энергопотребления на 24 ватта в пике нагрузки, но по-прежнему укладывается в 650 ватт. Ничего экстраординарного в этом плане мы сегодня не увидели.
Заключение
Резюмируя результаты тестирования и анализ сводных диаграмм, скажем, что GeForce GTX 980 Ti выступила сегодня очень сильно, а компания NVIDIA попала точно в цель, как с производительностью, так и со стоимостью. Фактически, потенциальные покупатели получили производительность GeForce GTX TITAN X по цене на 35% ниже, и это всего спустя два месяца после анонса самой TITAN X. Новая GeForce GTX 980 Ti на 25-30% быстрее GeForce GTX 980, а также на 40-50% быстрее Radeon R9 290X. В дополнение, даже в эталонном исполнении она отменно разогналась, за счёт чего удалось повысить производительность ещё на 17-20%. Иными словами, оригинальные видеокарты с усиленными печатными платами и эффективными кулерами будут, как минимум, на 10% быстрее, тише и холоднее, а значит GeForce GTX 980 Ti окажется ещё привлекательнее для конечного покупателя. Тем не менее, на наш взгляд, сегмент рынка флагманских графических карт замрёт в ожидании ещё на пару недель, вплоть до анонса той самой AMD Radeon Fury, с которой и откроется очередная страница противостояния двух великих компаний.

Благодарим компанию NVIDIA
и персонально Ирину Шеховцову
за предоставленную на тестирование видеокарту и оказанную помощь
.

Источник