Четырехмегапиксельный конструктор (сравнение камер Canon G2 и Sony S85)

Введение

Ровно год назад, 7 мая 2001 года, Sony представила миру свою новую, первую в мире 4-х мегапиксельную компактную камеру S85, построенную на базе предыдущей, 3Мп модели Sony S75. Другие игроки на рынке компактных цифровых камер немного запоздали, и Olympus объявил новую модель C-4040 (на базе 3Мп камеры C-3040) только через две недели, а двумя днями позже к ним присоединилась Casio с моделью QV-4000.
По традиции, немного выждав, и учтя недостатки конкурентов, в середине июля прошлого года обновил свой модельный ряд Canon, выпустив модель G2 на базе очень популярной в то время 3Мп камеры Canon G1.
Повинной в таком «грибном» дожде 4Мп цифровых камер оказалась Sony, выпустившая на рынок новую матрицу ICX406AQ с 4 млн. пикселов, причем впервые размеры и даже контакты матрицы полностью совпадали с матрицами предыдущего поколения ICX252AQ. Естественно, производителям 3Мп цифровых камер оставалось только установить в старую камеру новую ПЗС матрицу и немного обновить программное обеспечение камеры. Чем большинство производителей не преминуло воспользоваться.
Однако не на всех улицах царил праздник. Дело в том, что, изменив своей традиции по одновременному выпуску как ПЗС c RGBG структурой, так и CYMG структурой (например, ICX252AQ и ICX252AK), Sony выпустила матрицу только со структурой фильтров основных цветов RGBG. На тот момент выпускалось как минимум две камеры, которые использовали матрицы с фильтрами дополнительных цветов CYMG: Canon G1 и Nikon Coolpix 990. Для использования матрицы с фильтрами основных цветов требовалась значительная переделка программного обеспечения камер, и Nikon решил пропустить 4-х мегапиксельный этап, выпустив новую камеру Coolpix 995 на прежней, 3Мп матрице ICX252AK, опередив на две недели камеру Sony S85. Canon же предпочел отложить выход новой камеры на два месяца, но взял новую, 4-х мегапиксельную высоту. Конечно, Nikon не мог не ответить конкуренту и бросил все силы на разработку камеры на следующем, 5-Мп поколении ПЗС матриц ICX282AQ, несмотря на то, что они также были выпущены только в RGBG варианте, в результате чего в середине сентября появилась новая камера Coolpix 5000, которая и по сей день является прямым конкурентом камере Canon G2.
Однако в сравнении участвуют не эти две камеры: сравнение ЦФК с матрицами разного разрешения и размеров затруднительно. Камера с матрицей, имеющей большее количество пикселов, практически всегда имеет более высокую реальную разрешающую способность (если используются объективы не совсем уж провального качества, чего от таких фирм, как Nikon или Canon ожидать не приходится). Поэтому для сравнения были выбраны камеры, имеющие одинаковые ПЗС матрицы и практически идентичные объективы: Canon G2 и Sony S85. Основные различия между ними – в программном обеспечении, эргономике, дополнительных функциях и системности. Тем интереснее посмотреть на результаты, которых смогли добиться от практически одинакового базового «конструктора» инженеры двух компаний.

Для определения съемочных параметров использовалась программа Ryuuji Yoshimoto “EXIF Reader” версии 2.60. Данная программа позволяет просматривать наибольшее количество параметров, хранящихся в заголовках EXIF, в том числе и для RAW-файлов. Последняя версия поддерживает расшифровку нового стандарта EXIF 2.2 с технологией Print Image Matching.
Конструкция. Внешний вид и эргономика камер
Sony S85. Версия программного обеспечения неизвестна.
Canon G2. Версия программного обеспечения 1.00D
Передняя панель камеры Sony выполнена из металла, камера удобно лежит в руке благодаря резиновой накладке.
Передняя панель камеры G2 выполнена из магниевого сплава, батарейный отсек имеет удобную форму.

Камеры имеют практически одинаковые размеры и вес (Canon на 70 граммов тяжелее), расположение основных элементов традиционное.
На передней панели обеих камер находятся: прожекторы для облегчения фокусировки при слабом освещении (и выполняющие функцию уменьшения эффекта «красных глаз»). У камеры G2 на передней панели также расположен ИК приемник дистанционного управления и встроенный микрофон. У камеры S85 встроенный микрофон находится на верхней поверхности, спереди расположен измерительный сенсор для дозирования энергии вспышки (камера S85 не имеет оценочной предвспышки).


Sony S85Задняя стенка камеры S85 выполнена из пластика. В ее левой части расположены: регулировка диоптрийной коррекции, мини-джойстик, с помощью которого изменяется режим работы вспышки, включается макрорежим, таймер автоспуска; кнопки вызова меню, выключения дисплея, экспокоррекции, переключения типа замера, ручной фокусировки и блокировки экспозиции. Создается ощущение, что камера создавалась для левшей: использовать большинство функций без задействования второй руки невозможно.
Над основным дисплеем расположен небольшой ЖК индикатор, отображающий основные параметры съемки. В правой части находятся кнопки управления фокусным расстоянием объектива и удобное многофункциональное колесико, с помощью которого производится ручная фокусировка, экспокоррекция, выбор выдержки и диафрагмы в ручном и полуавтоматических режимах съемки.


Canon G2Как и у камеры Sony, у G2 задняя крышка сделана из пластика. На ней находятся кнопка режима работы вспышки, регулятор диоптрийной коррекции, кнопка переключения типа экспозамера, кнопка макросъемки, кнопка блокировки экспозиции (действует и для вспышки), кнопка быстрого доступа к функциям экспокоррекции (как для обычной съемки, так и для вспышки) и баланса белого, кнопка включения отображения дополнительной информации (например, гистограммы), кнопка “Set” (служит для подтверждения выбранной функции, а также для выбора одной из трех точек автофокусировки), кнопка вызова меню и мини-джойстик. К сожалению, в своей «топовой» компактной камере Canon отказался от привычных по пленочным зеркальным камерам колес управления (хотя аналог такого колеса присутствует у камеры Sony). Однако в большинстве ситуаций благодаря продуманному интерфейсу управление посредством мини-джойстика можно считать вполне удовлетворительным.


Sony S85На верхней панели S85 расположено «слепое» гнездо для вспышки (не имеющее ни системных контактов, ни даже центрального синхроконтакта), встроенный микрофон, спусковая кнопка и многофункциональный диск выбора режима съемки, совмещенный с рычажком включения камеры.


Canon G2На верхней панели камеры G2 расположен ЖК-индикатор основных параметров съемки, системный «горячий башмак», совместимый с большинством вспышек Canon серии EX, спусковая кнопка, совмещенная с рычажком зуммирования, кнопка переключения между режимами обычной, серийной и отложенной (автоспуск) съемки, а также диск выбора режима съемки, совмещенный с выключателем питания камеры.
Пульт ДУ камеры Canon G2 (поставляется в комплекте с камерой)

Canon G2Главная «изюминка» камер Canon серии «G» – поворачивающийся во всех направлениях дисплей, позволяющий снимать с верхней и нижней точек, а также довольно эффективно бороться с засветкой дисплея ярким солнечным светом.


Sony S85


Canon G2
Видоискатели обеих камер при всем кажущемся различии, весьма похожи. Регулятор диоптрийной коррекции находится слева и имеет разные насадки (рифленое колесико у S85 и рычажок у G2), пластиковое обрамление также отличается, светодиодные индикаторы выведены на разные стороны. Однако за обманчивой внешностью, скорее всего, скрывается один и тот же механизм: объективы Canon поставляются в комплекте с видоискателем, а в том, что объективы двух этих камер – очень близкие родственники, мы убедимся чуть позже.

Leica Digilux1 / Panasonic LumixВидоискатель (а, следовательно, и объектив) камеры Leica Digilux1 / Panasonic Lumix похоже сделаны из того же «конструктора».

Casio 4000Видоискатель камеры Casio QV4000, впрочем, как и ее предшественников (3000EX, 3500), вероятно, содержит те же детали, что и тестируемые камеры.

Sony S85В нижней части камеры располагается металлическое штативное гнездо и крышка батарейного отсека, совмещенного со слотом карты памяти. При установке камеры на штатив аккумулятор можно быстро заменить.

Canon G2Батарейный отсек камеры G2 имеет фиксатор, штативное гнездо также металлическое и его расположение позволяет заменить аккумулятор при съемке со штатива без отвинчивания штативной площадки.

Sony S85Батарейный отсек камеры Sony S85. Рядом с аккумулятором NP-FM50 располагается слот флэш-карты Memory Stick.

Canon G2Батарейный отсек камеры Canon G2.

Sony S85Рядом с картой памяти находится заглушка, скрывающая разъем, который, вероятно, служит для сервисных функций (диагностика, смена firmware камеры) и кнопка Reset для сброса камеры в случае ее зависания.

Canon G2Слот для флэш-карты Compact Flash type I/II расположен на боковой стороне камеры.

Sony S85
В правой нижней части задней панели камеры Sony S85 находится гнездо для подключения внешнего источника питания/зарядного устройства (поставляется в комплекте с камерой).

Используемые в камерах Canon и Sony литиевые аккумуляторы имеют близкие размеры и емкость:
Canon: 7.4V, 1100mAh, 8.14Wh
Sony: 7.2V, 1180mAh, 8.5Wh
Емкости аккумуляторов обеих камер достаточно для непрерывной съемки в течение более 3 часов или на съемку более 300 снимков при периодическом использовании вспышки.
Основное внешнее отличие аккумуляторов – тип контактов: Canon использует плоские, а Sony – цилиндрические контакты. Кроме того, Sony использует в своих аккумуляторах технологию InfoLithium, позволяющую с некоторой степенью точности предсказать, сколько времени сможет проработать камера от этого аккумулятора (естественно, при активной съемке со вспышкой оставшееся время уменьшается катастрофически быстро).

Sony S85На боковой стороне камеры S85 находятся: громкоговоритель, разъем ACC для подключения внешней вспышки HV-FL-1000, разъем USB интерфейса и разъем аудио-видео выхода.

Canon G2На боковую панель вынесены: кнопка включения ручной фокусировки, громкоговоритель, разъем USB интерфейса и разъем для подключения зарядного устройства/блока питания (поставляется в комплекте).

Sony S85ЖКИ дисплей камеры Sony располагается на задней стенке камеры. Такое расположение довольно нетрадиционно, однако к нему тоже можно привыкнуть (да и после визирования в видоискателе не требуется поворачивать камеру объективом вверх для считывания показаний с дисплея). Однако объем информации на дисплее минимален. С другой стороны все чаще появляются камеры, совсем лишенные этого полезного инструмента (например, Coolpix 885).

Canon G2ЖКИ дисплей для отображения основных параметров съемки камеры Canon находится на традиционном месте (на верхней панели камеры). Его информативность выше, чем у дисплея Sony.

Sony S85Встроенная вспышка рассчитана на работу на расстояниях 0.3-3м (при ISO=auto). Ведущее число вспышки, исходя из паспортных данных, составляет 7.5м при ISO=auto, что может означать как ISO=400, так и ISO=200 (думаю, если бы речь шла о ISO 100, условие ISO=auto не потребовалось бы). Соответственно, при ISO 100 ведущее число не превышает 4-5м, что говорит о крайне малой мощности этой вспышки и ее пригодности только для подсветки теней и съемки близкорасположенных предметов. Следовательно, можно ожидать, что при ISO=100 мощность вспышки ограничивает максимальное освещаемое расстояние 1.5 метрами. Учитывая, что камера имеет несовместимый ни с одной вспышкой (кроме «родной» HV-FL-1000) интерфейс, при желании заняться серьезной съемкой этой камерой, необходимо задуматься о приобретении фирменной вспышки. Или (если Вы в состоянии собрать схему на PIC-контроллере и запрограммировать его) – заняться конструированием адаптера для подключения более распространенных (и дешевых) вспышек, благо, в Сети можно найти соответствующие схемы и коды прошивки.

Canon G2Мощности встроенной вспышки достаточно для работы на расстоянии 0.7 — 4.5м (широкоугольное положение, ISO=100) и 0.7 — 3.6м (телеположение, ISO=100). К сожалению, минимальное расстояние ограничено 70см (вероятно, в камере используется упрощенная схема управления мощностью вспышки), и, как показывает практика, на расстояниях менее метра вспышка сильно пересвечивает освещаемый объект.
Ведущее число вспышки:
ISO 50 – 6.4м
ISO 100 – 9м
ISO 200 – 13м
ISO 400 – 18м
Напоминание: ведущее число предназначено для определения устанавливаемой диафрагмы для правильной экспозиции в ручном режиме съемки без учета внешних источников света (при съемке в помещении их, как правило, можно не учитывать):
Диафрагма = Ведущее число / расстояния до объекта


Sony S85, 1/1000s, flash off


Sony S85, 1/1000s, flash on
Ограничение конструкции объектива камеры Canon (центральный затвор играет одновременно роль диафрагмы) не позволяет использовать со вспышкой выдержки короче 1/250с, из-за этого ограничения невозможно использовать встроенную вспышку для подсветки теней в солнечную погоду. Поскольку Sony (или Carl Zeiss) удалось преодолеть другое ограничение затвора объектива Canon, а именно невозможность установить короткую выдержку (короче 1/500с) без закрытия диафрагмы до f/8, требовалось проверить, осталось ли в силе ограничение на работу со вспышкой. Для предотвращения возможного обмана со стороны программного обеспечения вначале в ручном режиме с выдержкой 1/1000c и диафрагмой f/8 был сделан кадр без использования вспышки, а следом за ним – с принудительно включенной вспышкой. Если бы камера на самом деле установила бы для кадра со вспышкой выдержку 1/250c, это было бы легко заметить по увеличившейся яркости ламп. Однако тест подтвердил, что в камере Sony S85 действительно полностью устранены недостатки конструкции затвора объектива Canon.
Прожекторы помощи автофокусировки обеих камер выполняют и вспомогательные функции, такие как функция уменьшения эффекта красных глаз и сигнализация автоспуска. По данным снимкам можно оценить, насколько их использование эффективно для главной цели, а именно для облегчения работы автофокуса при недостаточном освещении. Прожектор камеры Sony достаточно стандартен: он излучает мощный пучок красного света, благодаря которому автофокус камеры может увидеть контрастные детали на объекте. Однако, он бессилен при попытке сфокусироваться на однородной поверхности. Canon значительно улучшил прожектор по сравнению с камерой Pro90 IS (в которой использовалась обычная белая лампочка), и теперь прожектор камеры G2 проецирует на объект некоторую фигуру (вероятно, хорошо подходящую для системы автофокусировки). Этот метод позволяет успешно фокусироваться даже на белой стене, не содержащей контрастных деталей, и работает заметно надежнее, чем у камеры Sony, несмотря на меньшую яркость прожектора. Правда, дальнобойность такой подсветки, увы, невелика, и на расстоянии свыше полутора-двух метров автофокус его практически не «видит».


Sony S85Главный командный диск камеры Sony позволяет переключаться между режимами просмотра, полностью автоматической съемки, съемки с приоритетами выдержки или диафрагмы, полностью ручным режимом, режимом съемки заранее выбранного типа сюжета в меню в режиме Set Up (например, «Портрет»), редко используемых настроек камеры и съемкой видеороликов.
Камера имеет много режимов видеосъемки:

В режиме MPEG1:
320(HQ) – можно снять до 15с видео
320х240 – до 80с
160х112 – до 320с
В режиме видеоклипов:
Normal (160×120) – 40с
Mobile (80×72) – 350с
Приемлемое качество видеоизображения обеспечивается в режиме 320(HQ).

Выключатель питания камеры представляет собой рычажок, перемещение которого вперед включает, либо выключает камеру. Зеленый светодиод индицирует включенное состояние камеры.

Canon G2Главный командный диск камеры Canon G2 позволяет переключаться между режимами: полностью автоматической съемки, съемки с приоритетами выдержки или диафрагмы, полностью ручным режимом, одной из сюжетных программ и съемкой видеороликов.
Сюжетные программы: съемка на гиперфокальном расстоянии, портрет, пейзаж, ночная сцена, панорамная съемка (по вертикали или по горизонтали или в два ряда), цветовые эффекты (повышенная насыщенность и контраст, нормальные установки, сепия, черно-белая съемка).
Видеоролики снимаются со звуком, длительность ограничена 30с при съемке в формате 320х240 и 120с – в формате 160х120 пикселов (качество при этом снижается до неприемлемого).
Выключатель питания представляет собой кольцо вокруг командного диска, при повороте против часовой стрелки включается режим съемки, по часовой стрелке – режим просмотра снимков.
Справа от диска находится переключатель серийной съемки, автоспуска и управления с внешнего пульта ДУ.
Конструкция. Серийная съемка
У камеры Canon G2 присутствует два режима серийной съемки. Один из них скоростной, при его включении скорость может достигать 2.5 кадров/с, при обычной серии – 1.5 кадра/с. Главное отличие между скоростным и обычным режимом серийной съемки в том, что только в обычном можно видеть снятые кадры во время съемки на LCD дисплее.

Съемка серии камерой Canon G2 с макс. разрешением

   Серия, кадров Серия High Speed, кадров
 RAW 3 2
 Jpeg, минимальное сжатие 6-7 4
 Jpeg, среднее сжатие 11 6
 Jpeg, максимальное сжатие 26 13

Как видно из таблицы, в скоростном режиме размер буфера уменьшается почти вдвое (вероятно, буфер разделяется на входной, где кадры стоят в очереди на обработку, и выходной, где обработанные снимки ожидают записи на карту памяти). Скорость съемки зависит от выбранного режима и типа сохраняемого файла. При съемке в RAW ни в одном режиме скорость не превышает одного кадра в секунду.
Однако сам факт возможности снимать в режиме RAW серию кадров и возможность снять в максимальном разрешении со скоростью порядка 2 кадров/с серию из более чем 10 кадров (пусть и с максимальным сжатием), многого стоят.

Съемка серии камерой Sony S85 с макс. разрешением

   Серия, кадров
 TIFF —
 Jpeg, минимальное сжатие (Fine) 3
 Jpeg, максимальное сжатие (Normal) 3

Скорость серийной съемки для камеры S85 составляет около 2 кадров в секунду. Режим включения серийной съемки «BURST3» предусмотрительно выбирается в меню из списка, в котором находятся и режимы брэкетинга, и съемки в несжатом формате TIFF, поэтому выбор несжатого формата записи в этом режиме невозможен.
После выполнения серийной съемки камера приостанавливает работу приблизительно на 12-15 секунд для записи изображений на карту памяти.
Конструкция. Оптика


Sony S85


Canon G2
Объективы обеих камер по внешнему виду очень сильно напоминают наших старых знакомых: объективы камер Casio 3000EX и Epson 3100Z (а также их ближайших родственников Casio 3500 и Epson 3000Z). Как и в случае с десятикратным объективом, на базе которого были выпущены камеры Olympus 2100UZ, Olympus Е-100RS и Canon Pro 90IS, данный объектив вошел в «конструкторы» очень многих компаний благодаря политике компании Canon по поставке OEM-продуктов производителям, которым даже разрешается ставить свой товарный знак на эти объективы (как поступают Olympus и Epson). В случае Sony все оказалось не так просто: на объективе стоит товарный знак Carl Zeiss — легендарной компании, качество оптики которой котируется очень высоко (во всяком случае, как минимум, не ниже, чем оптики, произведенной Canon). Более того, Sony (или Carl Zeiss) удалось доработать несколько устаревшую исходную конструкцию:
уменьшена минимальная дистанция фокусировки (что подтверждают тесты макросъемки)
устранено ограничение на невозможность использования коротких (от 1/500c) выдержек без установки минимальной диафрагмы f/8
устранено ограничение на кратчайшую выдержку синхронизации со вспышкой (у Canon G2 – 1/250с)
уменьшен люфт объектива в поперечной плоскости.
Также изменено просветляющее покрытие, что хорошо заметно на иллюстрациях.

Leica Digilux1/Panasonic LumixПохоже, что по стопам Sony/Zeiss пошла другая легендарная фирма — Leica, также доработавшая объектив Canon для использования в своих камерах Leica Digilux1 и камерах напарника (Panasonic Lumix). Здесь появилась возможность ручной фокусировки объектива дополнительным кольцом (данных об ограничениях системы затвор-диафрагма для этих камер пока нет).


Sony S85


Canon G2
Кроме просветляющего слоя и маркировки, отличий между этими двумя объективами мне найти не удалось.
Поскольку конструкция объективов почти не отличается, один из важных параметров быстродействия, а именно время готовности камеры к съемке, у G2 и S85 практически одинаково, и составляет около 6 секунд.


Sony S85


Canon G2
Конструкция диафрагмы крупным планом. Если эти два объектива разрабатывались независимо двумя разными фирмами, как уверяют производители, – то, как минимум, одна из них давно была должна подать в суд на другую с обвинениями в промышленном шпионаже.


Sony S85


Canon G2
Один из главных недостатков «выезжающих» объективов – люфт пластиковой конструкции. С одной стороны, убирающийся в корпус объектив повышает компактность камеры, с другой – существуют вполне компактные камеры, у которых объектив спрятан внутри корпуса: оригинальная конструкция Minolta Dimage X и менее оригинальные, но удобные и компактные Nikon Coolpix серии 9xx.
У камеры Sony люфт оказался заметно меньше (и потребовал больших усилий для его демонстрации). Вероятно, эта неприятная особенность зависит от экземпляра камеры, и, возможно, существуют камеры G2, у которых люфт сведен к минимуму.


Sony S85


Canon G2
Я слышал, что фирма Canon объясняла, что люфт объектива затрагивает только защитный тубус, оканчивающийся защитным стеклом, но не сам объектив. По виду переднюю линзу трудно перепутать с защитным стеклом или фильтром, однако, раз такое объяснение прозвучало, требуется его проверить. Камеры были закреплены на штативе, производилась съемка LCD-дисплея, изображение на котором формируется светом, прошедшим через объектив. Как можно видеть, люфт «тубуса» вполне затрагивает объективы обеих камер. Вероятно, эта особенность вряд ли серьезно сказывается на получаемых снимках, но ощущение ненадежной конструкции камеры остается. Тем более, что используемые в конструкции материалы подвержены износу, и люфт со временем будет только увеличиваться.
Фирма Sony косвенно подтверждает не слишком качественную конструкцию объектива такой фразой из инструкции: «Ошибка фокусировки увеличится, если объектив нацелен вниз или вверх».

Далее: Четырехмегапиксельный конструктор. Часть 2

Источник