Стереомонитор Zalman Trimon ZM-M220W

Введение
В дискуссиях о будущем 3D-графики на персональных компьютерах иногда всплывает тезис – при достаточном числе полигонов и источников освещения в кадре картинка получится настолько детализированной, что мы не сможем отличить её от реальности. Увы, сможем. Нет, я не хочу сказать, что уровень детализации, превышающий возможности человеческого глаза, недостижим – просто у реальной картинки есть одно принципиальное отличие от экрана монитора, не устраняемое никакими полигонами: она трёхмерна. И пока мы не научимся делать трёхмерной картинку на экране монитора, боюсь, отличить её от реальности будет не очень сложно.

К счастью, ситуация не безнадёжна – сегодня нам с вами выпала возможность познакомиться с монитором Zalman Trimon ZM-M220W, способным формировать по-настоящему трёхмерное изображение.

Впрочем, давайте сначала вкратце пробежимся по теории и истории вопроса.

Трёхмерным зрением – то есть способностью оценивать расстояние до предметов – человек обязан своим двум глазам. Каждый глаз видит расположенные перед нами предметы со своего ракурса, а мозг, сопоставляя две картинки, из разности между ними вычисляет расстояния.

Соответственно, чтобы «обмануть» наши глаза и заставить их видеть третье измерение на двухмерном экране монитора, необходимо и достаточно сделать так, чтобы каждый глаз видел свою собственную картинку, просчитанную видеокартой персонально для него.

Самый прямой способ достичь этого – надеть очки или шлем виртуальной реальности с двумя небольшими экранами напротив глаз. Решение это универсальное, но, увы, технически сложное: конструкция получается громоздкой и тяжёлой, сделать экраны малого размера и одновременно высокого разрешения трудно – так что в итоге подобные шлемы существуют, но либо разрешение имеют порядка 640×480, либо денег стоят неразумных (впрочем, бывают и исключения – они сочетают оба указанных недостатка одновременно).

Другой, более простой способ – заставить один обычный монитор показывать две картинки, для левого и правого глаза, а на очки возложить только функцию их разделения.

Классическое и всем известное решение этой проблемы – очки с цветными стёклами, например, красным и голубым. Трёхмерная картинка, подготовленная для таких очков, содержит в себе сразу оба изображения, и для левого, и для правого глаза, только одно – красного цвета, а другое – голубого. Без очков подобная картинка выглядит, скажем прямо, не слишком привлекательно:


Однако голубая линза очков, разумеется, не позволяет глазу, перед которым она расположена, видеть красный цвет, а красная линза – соответственно, голубой. В результате каждый глаз видит только предназначенную для него картинку, что и позволяет получить эффект трёхмерности.

Недостаток двухцветных линз очевиден: говорить о цветопередаче при их использовании как-то неуместно. Хоть такие стереокартинки можно сделать и цветными, но цвета на них получаются тусклые и невзрачные.

Более сложный способ заключается в использовании очков, в которых вместо линз стоят жидкокристаллические шторки, поочерёдно затемняющиеся. Для статичных картинок эта технология совершенно непригодна, зато вполне пригодна для фильмов: достаточно, чтобы все чётные кадры предназначались для одного глаза, а нечётные – для другого. Синхронизировав моменты затемнения и просветления линз в очках со сменой кадров, мы добьёмся, что каждый глаз будет видеть только те кадры, которые предназначены именно для него.

Эта технология уже не имеет каких-либо ограничений по цветопередаче, но накладывает другие условия. Во-первых, так как каждый глаз видит только половину кадров с довольно продолжительными промежутками между ними, то частота кадров должна быть достаточно высокой, чтобы глаз не замечал мерцания. Во-вторых, очки должны быть жёстко синхронизированы с моментами смены кадров – иначе картинка потеряет трёхмерность и начнёт двоиться. В случае, если мы используем такие очки в паре с ЖК-монитором, возникает и третья проблема: время отклика матрицы должно быть достаточно мало, чтобы соседние кадры не накладывались друг на друга.

В результате подобные очки хоть и выпускались, но широкого применения не нашли.

Однако именно у ЖК-мониторов есть одно свойство, обусловленное самой технологией получения изображения с помощью жидких кристаллов и потому совершенно неотъемлемое, но одновременно редко упоминающееся – они дают поляризованный свет. Возьмите любой поляризатор (подойдёт, например, соответствующий фильтр для фотоаппарата) и посмотрите через него на экран любого ЖК-монитора – просто поворачивая фильтр вокруг оси, вы будете менять его прозрачность от нуля до максимума.

Казалось бы, чем это может помочь? Ведь, взяв фильтр, мы можем лишь блокировать свет от экрана вообще, подобно тому, как это делают описанные выше очки со шторками.

В обычном мониторе – да. Однако технически ничто не мешает нам разбить экран монитора на зоны, в которых будет разная поляризация излучаемого света: это определяется исключительно двумя плёночками-поляризаторами, расположенными по обе стороны от жидких кристаллов. Теперь, если мы посмотрим на экран через поляризационный фильтр, при каждом его положении будут затемняться одни зоны и высветляться другие. Если мы возьмём два фильтра, поместим один перед левым глазом, а второй, повернув его вокруг оси на 90°, перед правым, то для левого глаза окажутся видимыми одни области экрана, а для правого – другие!

Если сделать зоны с различной поляризацией достаточно малыми и расположить их на экране монитора регулярно, то каждый глаз по отдельности будет видеть достаточно цельную картинку – но каждый глаз будет видеть свою картинку!

Впрочем, чем сто раз услышать, лучше один раз увидеть. Итак, монитор Zalman Trimon ZM-M220W и поляризационные очки:


Думаю, из этой фотографии принцип работы уже более чем очевиден: чётные и нечётные строки пикселей на экране монитора имеют разное направление поляризации света – однако человеческий глаз сам по себе поляризацию не воспринимает, поэтому без специальных очков мы видим вполне обычное изображение.

Линзы очков же представляют собой поляризаторы, причём плоскости поляризации у них повёрнуты друг относительно друга – так что через одну линзу видны только чётные строки, а через другую, наоборот, только нечётные. Соответственно, если мы выведем на монитор стереокартинку, в которой изображение для одного глаза расположено только в чётных строках, а для другого – только в нечётных, каждый глаз увидит только то, что предназначается для него.

Обратите внимание, что очки в данном случае, во-первых, являются полностью пассивным устройством (они не содержат в себе какой-либо электроники и не требуют какой-либо синхронизации с монитором), во-вторых, никак не искажают цветопередачу.

Проиллюстрировать сказанное лучше всего схемой с сайта Zalman:


Отличие от описанного выше лишь одно: поверх ЖК-матрицы располагается дополнительная плёнка, преобразующая линейную поляризацию света в круговую. Это позволяет избежать искажения картинки при изменении положения очков относительно экрана.

Очевидный минус такой технологии – снижение эффективного вертикального разрешения монитора вдвое: если экран имеет разрешение 1680×1050 пикселей, то очевидно, что каждый глаз будет видеть только 1680×525. Впрочем, это в любом случае намного выше, чем обеспечивают шлемы «виртуальной реальности», и вполне приемлемо и для игр, и для фильмов.
Zalman Trimon ZM-M220W
Если не считать возможности показа объёмного изображения, по своим характеристикам Trimon ZM-M220W ничем не выделяется среди прочих 22″ мониторов. Он выполнен на TN-матрице без компенсации времени отклика, имеет штатное разрешение 1680×1050, углы обзора по 160° и максимальную яркость 300-400 кд/кв.м. Нет, это не опечатка: на сайте Zalman так и указано – то ли триста, то ли четыреста.


Монитор несколько удивляет своим аккуратным и даже, можно сказать, строгим внешним видом – распаковывая коробку, ожидаешь увидеть воплощение традиционных понятий дизайнеров о «имиджевом» или «игровом» мониторе: хромированные вставки, синие светодиоды и так далее. Trimon же больше напоминает хорошие модели чисто рабочих мониторов: матовый чёрный корпус, ничего лишнего, всё просто, скромно, удобно и понятно.

Впрочем, в одном разработчики не удержались: матрица – с глянцевым покрытием. С одной стороны, оно визуально увеличивает контрастность и насыщенность изображения, но с другой, как нетрудно убедиться по отражениям потолка и стен нашей лаборатории на экране монитора, сильно бликует. Увы, нам нечем объективно оценить отражающую способность экрана ZM-M220W, но по субъективным ощущениям – это один из самых «зеркальных» мониторов среди побывавших у нас.


Монитор имеет весьма удобную и функциональную – что опять же нехарактерно для домашне-игровых моделей – подставку, позволяющую менять угол наклона экрана, его высоту, разворачивать вокруг вертикальной оси и даже поворачивать в портретный режим.


При вращении вокруг вертикальной оси нижняя часть поставки остаётся неподвижной: шарнир расположен рядом с местом крепления собственно корпуса монитора.


Регулировка высоты подставки блокируется с помощью винта в её основании – ради удобства переноски и упаковки, без этого подставка при подъёме монитора со стола или доставании из коробки «выстреливала» бы на максимальную длину.

При желании штатную подставку можно заменить на VESA-совместимый кронштейн – например, ради возможности повесить монитор на стену.


Набор разъёмов абсолютно стандартен: аналоговый и цифровой видеовходы, а также линейный звуковой вход для встроенных динамиков и выход на наушники. Входа HDMI не предусмотрено, но если он вам нужен, то ничто не мешает купить отдельно переходник HDMI→DVI и подключить монитор через него.


Кнопки управления монитором расположены в ряд на его правом боку, подписи к ним – рядом на передней панели. Кнопочки довольно маленькие, но нажимаются без проблем, а достаточное расстояние между ними помогает не промахиваться по нужной.

Предусмотрен быстрый доступ к автоподстройке под сигнал, регулировке громкости и быстрому выключению звука, быстрому переключению предустановленных наборов настроек (кнопка «MWE») и переключению входов (эта кнопка почему-то называется «Mode»).


Экранное меню достаточно обычное, аккуратное и понятное без дополнительных инструкций. Каких-либо особенных настроек в нём нет.


Отдельное меню, вызываемое кнопкой «MWE», демонстрирует нам перечень предустановленных наборов настроек для всех возможных случаев – работа, игры, фильмы… Функция эта достаточно обычна для современных мониторов, вопрос лишь в том, насколько имеющиеся наборы настроены аккуратно и адекватно своим названиям – но это мы выясним ниже, в разделе, посвящённом тестированию монитора в 2D-режиме.

А пока что перейдём к самому интересному: объёмному изображению.
Zalman Trimon ZM-M220W: работа в 3D-режиме
Выше мы уже рассмотрели, за счёт чего на аппаратном уровне монитор позволяет сформировать две независимые картинки – для левого и правого глаза. Разумеется, это требует и программной поддержки: видеокарта должна обсчитывать одновременно два кадра, немного отличающиеся точкой зрения, после чего совмещать их друг с другом в чересстрочном режиме: чётные строки берутся из одного кадра, нечётные – из другого.

Увы, пока что это не является штатной функциональностью всех видеокарт: работы в области формирования трёхмерного изображения ведёт компания NVIDIA, но даже у неё поддержка соответствующих технологий есть только в картах не ниже GeForce 6 и только в 32-битных версиях Windows Vista. Строго говоря, ранее такой драйвер разрабатывался и под Windows XP, и даже под Windows 98, но поддержка этих ОС была давно прекращена – так что владельцам Trimon придётся установить Windows Vista.


Вместе с монитором поставляются, разумеется, и очки с линзами-поляроидами. Дизайн, в общем, не выдающийся, но сидят они достаточно удобно, да и поклонникам Half-Life должны понравиться – Гордон Фримен, главный герой этой игры, носит такие же (ну разве что без надписи «Zalman»):


Очки эти, разумеется, диоптрий не имеют, но на случай, если ваше зрение далеко от идеала, в комплекте есть также накладные линзы, закрепляющиеся с помощью пружинного зажима на любых обычных очках:


К сожалению, они не очень удобны: во-первых, если оправа ваших очков плотно прилегает к переносице, то зажим накладных линз будет несколько мешать. Во-вторых, накладные линзы заметно увеличивают вес очков. Впрочем, я сам, как человек, носящий обычные очки, могу заверить читателей, что с недостатками этими вполне можно мириться, действительно серьёзных неудобств они не доставляют. Если вам надо на минуту-две отвлечься от игры, снимать накладные линзы с очков не обязательно – их можно просто поднять в горизонтальное положение.

Кроме того, в комплекте имеется пластиковый футляр для очков и тряпочка из микрофибры для их протирки. Когда вы первый раз достанете стереоочки, их линзы с обеих сторон будут заклеены защитной плёнкой – не забудьте её снять.

Мы проводили тестирование на компьютере следующей конфигурации:

Источник