Астрономы нашли новорожденную планету внутри «зародыша» звезды

1 / 2© Фото: David Cabezas Jimeno (SEA)© Фото: David Cabezas Jimeno (SEA)

МОСКВА, 14 сен – РИА Новости. Телескоп VLT помог планетологам найти в созвездии Мухи необычный «зародыш» звезды HD 100546, внутри которого находится не только формирующееся светило, но и новорожденная планета, говорится в статье, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

«Никому раньше не удавалось подобраться столь близко к еще формирующейся звезде, к тому же еще обладающей и, как минимум, одной планетой на очень небольшом расстоянии от нее. Нам удалось ее открыть, впервые изучив излучение от ближайшей к звезде части диска из газа и пыли, окружающего светило на ранних этапах его формирования», — заявил Игнацио Мендигутия (Ignacio Mendigutia) из университета Лидса (Великобритания).

Мендигутия и его коллеги смогли впервые заглянуть в самый центр «зародыша» звезды при помощи интерферометра, установленного на чилийский телескоп VLT, крупнейшую на Земле оптическую обсерваторию.

Используя его мощности, авторы статьи наблюдали за светилом HD 100546 – формирующейся звездой, расположенной относительно недалеко от нас – на расстоянии в 350 световых лет в сторону южного созвездия Мухи. Несмотря на то, что она еще не завершила свое формирование, ее масса уже почти в два раза превышает солнечную, а температура поверхности примерно в 1,5 раза больше, чем у нашего светила.

Наблюдая за этим «зародышем», команда Мендигутии заметила нечто необычное – диск из газа и пыли, обычно окружающий все новорожденные светила, был не единым целым, а состоял из двух половинок, меньшая из которых была расположена очень близко к формирующейся звезде. Расстояние между ними было очень большим – длина этого разрыва была в 10 раз больше, чем дистанция между Землей и Солнцем.

Как правило, подобные разорванные «двойные» диски, если планеты в них отсутствуют, должны существовать мгновения по космическим меркам, так как звезда «засосет» в себя весь газ и пыль, содержащейся в их внутренней половинке.

Этого, однако, в случае с HD 100546 не произошло, что означает, что в разрыве между половинками диска живет новорожденная планета, помогающая внутренней части диска подпитываться запасами материи из его внешней части.

Подобные звездные системы, как объясняют астрономы, являются чрезвычайно большой редкостью – сейчас ученым известен лишь еще один подобный зародыш светила, где «дыра» между половинами диска существует, что добавляет интереса к подобным необычным и в какой-то степени «невозможным» объектам, чье существование планетологам еще придется объяснить.